Российское налоговое законодательство предусматривает 2 обязательных платежа:
А) налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, праве хозяйственного ведения и оперативного управления, в целях финансового обеспечения деятельности государства и МСУ
Признаки:
- обязательность:
- невозможность уклониться от уплаты налога
- невозможность произвольно изменить конструкцию существующего налога
· налог ограничивает право собственности. Налог предполагает, что частная собственность прекращается деньги обращаются в публичную собственность
· налог социально обусловлен. Цель введения налога – финансирование деятельности государства и МСУ. Как известно, их деятельность, прежде всего, связана с реализацией социально значимых задач
· налог устанавливается по средствам народного волеизъявления выраженного через парламент
· безвозмездность налога. В результате уплаты налога, плательщик не получает права исполнения от государства каких либо встречных обязанностей
· налог безвозвратен. После уплаты налога у субъекта отсутствует возможность его возврата из бюджета
· налог всегда уплачивается в денежной форме. Законодательство не допускает исполнение налоговой обязанности по средствам передачи натурального продукта
- деньги – универсальный эквивалент стоимости
- с этической точки зрения, человек должен отдавать вещи, которые ему близки
· налоги основаны на всеобщности равенстве соразмерности
Б) сбор – обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора юридически значимых действий (выдача лицензии, рассмотрения дела в суде, совершение нотариальных действий, выдача паспорта).
Признаки:
- Сбор обязателен лишь в отношении тех субъектов, которые обращаются за совершением юридически значимых действий. К иным лица сбор не применим.
- Сбор уплачивается в денежной форме.
- Для сбора характерно встречное предоставление со стороны государства в виде юридически значимых услуг.
- Размер сбора определенным образом соотносится с видом совершаемого юридически значимого действия, но при этом не является строгим эквивалентом его стоимости. Те размеры сборов, которые установлены НК, различаются в зависимости от вида государственной услуги, на оказание которой претендует плательщик. При этом полностью расходы государства на оказание этой услуги сбор, как правило, не покрывает.
Классификация налогов и сборов РФ:
- Налоги и сборы РФ делятся на:
- федеральные
- региональные
- местные
Такое деление проводится в зависимости от различий в части установления и введения в действие каждой из указанных категорий налогов. Установить налог – закрепить в законе все элементы налогообложения по данному налогу. Введение налога в действие – решение вопросов о начале его действия по времени, по кругу лицо, по территории.
Порядок установления и введения в действие федеральных налогов – ФНиС устанавливаются и вводятся в действие исключительно ФЗ. Субъекты РФ о ОМСУ не могут изменить какой-либо элемент налогообложения по ФНиС. Для начала применения ФНиС не требуется принятие дополнительных НА со стороны субъектов РФ либо ОМСУ.
Ст. 13 – НДС акцизы НДФЛ и т.д.
Порядок установления и введения в действие региональных налогов – (транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес) по региональным налогам ключевые элементы налогообложения (объект, налоговая база) устанавливаются в ФЗ. Субъекты РФ по региональным налогам устанавливают 3 элемента налогообложения с учетом правил НК РФ.
- Налоговые ставки
- Порядок и сроки уплаты налогов
- Налоговые льготы (при их наличии)
Установление 3х этих элементов производится в законе субъекта РФ. Для введения в действие регионального налога обязательным является принятие соответствующего субъекта РФ. 2 акта ФЗ + закон субъекта (со статей о введении в действие).
Порядок установления и введения в действие местных налогов – (земельный налог и налог на имущество физических лиц) по аналогии с региональными налогами применительно к местным, ПО конкретного МО самостоятельно устанавливает 3 элемента налогообложения (ставки порядок уплаты льготы); для введения в действие налога требуется принятие НПА соответствующего ПО МСУ.
Теоретические классификации:
- прямые и косвенные налоги.
· Для прямого налогообложения характерно наличие правоотношения с участием 2х субъектов – налогоплательщик и государство в лице налоговых органов. В конструкции прямых налогов нет субъектов, имеющих статус посредников. Примеры прямых налогов – НДФЛ, налог на имущество организации, земельный налог.
· Для юридической конструкции косвенного налогообложения характерно присутствие 3х субъектов – государство, юридический налогоплательщик, экономический (фактический) налогоплательщик. Обязанности по исчислению и уплате налогов в бюджет в данном случае несут юридические плательщики. На фактических плательщиков ложится экономическое бремя по уплате налога. В составе цены товара налог перелагается на них со стороны юридических налогоплательщиков. Последним право переложения предоставлено нормативно. Примеры косвенных налогов – НДС и Акцизы
- личные и реальные налоги. Определяющее значение для данной классификации имеет приоритет субъективных либо объективных факторов.
· Для личных налогов (НДФЛ) решающее значение имеют обстоятельства, связанные с личностью налогоплательщика (осуществление определенных видов деятельности, принадлежность к группам льготников, статус резидента нерезидента и т.д.)
· В реальных налогах доминирующее значение в объектах налогообложение (земельный транспортный). Ключевое значение получают характеристики объекта
- абстрактные налоги и целевые
· целевые налоги - платежи, для которых заранее определена цель сбора
· абстрактные налоги не имеют заранее оговоренной цели уплаты
Налоги в РФ носят абстрактный характер.
Специальные налоговые режимы
НК РФ предусматривает 4 специальных налоговых режима
- упрощенная система налогообложения
- единый с/х налог
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
специальные налоговые режимы, как правило, предполагают замену крупных налоговых платежей (НДС, налог на прибыль) на уплату единого налога. Специальные режим применяются не произвольно, а по основаниям, установленным нормативно в соответствующих главах НК РФ.