Тема 7. Психологическое профессиоведение

Понятие «Профессиография» ввел психотехник Гуго Мюнстенбер. Он разработал системы тестов для про­фессионального отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, предпослав своим рекомендациям тщательный ана­лиз этих профессий. Профессиография и профессиональный отбор зани­мали самое заметное место в психотехнике. Профессиограмма—описание социально-экономических, производ­ственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма—характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Принципы профессиографии сформулированы К. К. Платоновым. Это принципы: комплексности, целенаправленности; принцип социально-политической активности, предполагающий включение в каждую профессиограмму элементов профпропаганды; принцип личностного подхода; принцип надежности (тре­бования к помехоустойчивости личности); принцип дифферен­циации, предусматривающий различные специальности, входя­щие в данную профессию, и принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы; наконец, прин­ципы перспективности и реальности (Дмитриева М. А., 2000,Глава 3, § 6).

Профессиограмма - описание социально-экономических, производ­ственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии, сделанное по определенной схеме и для решения определенных задач.

Психограммаявляетсяважнейшей частью профессиограммы и характеристикой требований, предъявляемых профессией к психике человека. В ней выделяются и описываются качества человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные ка­чества называются профессионально важными качествами (ПВК). (Пряжников. Н.С., 2001, Глава IV).

Профессиограммы помогают решать следующие задачи: профориентационные и профконсультационные; рационализации режима и условий труда.

Структура профессиограммы, объем ее отдельных частей, степень обобщенности или детальности описания тех или иных особенностей деятельности определяются задачей ее изучения. В психотехнике, а затем в психологии труда разрабатывались многочисленные схемы профессиограмм. Разработка профессиограммы и психограммы — первый, опи­сательный этап психологического изучения профессиональной деятельности.

Профессионально обусловленные особенности психики субъекта труда: профессиональные особенности перцептивных действий, моторики, мнемических свойств, эмоционально-волевой сферы; особенности личности, профессионального общения; виды профессионального мышления, творчество в труде; профессиональные особенности сознания и самосознания субъекта труда. Подробную информацию по этой тематике можно получить у авторов (Дубовый Л. М. 2000, 1.2.2.), (Дмитриева М. А., 1979, Глава 4).

Методы профессиографии: наблюдение, опрос, анализ документации, трудовой метод, метод алгоритмического (или операционно-структурного) описания трудового поведения, метод биографический, анализ продуктов деятельности (ошибок и рекордов), эксперимент, статистический метод, метод экспертных оценок, описательные и количественные оценки профессиональной деятельности (Пряжников. Н.С., 2001, Глава IV, §2).

Вопросы для самоконтроля.

1. Кто был родоначальником термина «Профессиография»?

2. Дайте определение «профессиограммы» и «психограммы»

3. Для чего применяется метод профессиографирования?

4. Перечислите методы профессиографии.

5. В чем заключаются особенности перцептивных действий, моторики, мнемических свойств, эмоционально-волевой сферы; особенности личности, профессионального общения; виды профессионального мышления, творчество в труде; профессиональные особенности сознания и самосознания субъекта труда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: