Анри Сен-Симон
· Общество закономерно развивается по восходящей линии
· Сначала оно прошло теологическую стадию своего развития, где господство принадлежало священникам и феодалам
· Вторая стадия – метафизическая стадия развития, где господство принадлежало юристам и философам
· Третья стадия – позитивная стадия, где власть должна перейти в руки к учёным и промышленникам
· Целью всех социальных преобразований является отстранение от власти непроизводительных классов
· В результате преобразований власть должна перейти в руки совета промышленников
· Политика из искусства управления людьми должна превратиться в искусство управления производственными процессами
· Закон, который устанавливает власть и форму правления менее значим, чем закон, устанавливающий собственность и порядок пользования ею
· Резкая критика буржуазного строя, считая что буржуазные преобразования не привнесли ничего нового в жизнь Европы.
· Торговая анархия сменяется торговыми монополиями
|
|
· Свергнутая тирания феодалов-дворян сменяется тиранией крупных собственников – капиталистов
· Главное право человека – это право на труд, без этого права ничего не стоит все остальные права
· «Учение о фалангах» – фаланги по своей природе напоминают средневековую цеховую организацию. Для государства нужно 1600 фаланг. В рамках каждой из фаланг люди будут заниматься одним трудом. Каждая фаланга одинаково организована, они независимы друг от друга, в них сохраняется личная свобода, сохраняется частная собственность, но вместе с ней существует общественное распределение продуктов труда.
Цель: гарантировать каждому человеку право на труд и достойное существование.
Огюст Конт.
Работы: Курс положительной философии.
Родоначальник идей юридического позитивизма и социологической юриспруденции
Утверждал, что в философии нужно свести к минимуму действие физических законов. Естественное право так и не ответило на вопросы исторического развития гос-ва и права.
Главное условие общественного развития заключается не в действии естественных законов, а в существующем порядке вещей и прогрессе общества. Он рассматривает понятие прогресс как объективный исторический процесс, происходящий в обществе.
Источниками общественных изменений являются:
1. расовые различия
2. климатические особенности гос-тв
3. особенности политической деятельности гос-тв.
В философии особое внимание следует уделить развитию общественных отношений.
Он вводит понятие социальной солидарности людей как основы всех общественных отношений.
Все общественное взаимодействие людей строится на принципе социальной солидарности, человек – это не эгоистичное существо, которое стремится к своим частным целям и интересам, а это всегда единица социального целого, единица коллектива, который строится на началах взаимной помощи и взаимной поддержки.
|
|
Тема: Европейская политико-правовая мысль 2 половины 19 века.
1. Учение Рудольфа Иеринга о государстве и праве.
2. Социологическая теория государства Людвига Гумпловича
3. Неокантианское учение о праве Рудольфа Штаммлера
4. Учение Джона Остина о праве
5. Политические идеи Генберта Спенсера
6. ППУ Фридриха Ницше
17-18 век - господство естественного права
19 век - кризис естественного права, неклассическое понимание
20 век - постнеклассическое понимание