Владимир Мономах

Социалистическая революция и диктатура пролетариата

Классовая борьба неизбежно ведёт к установлению диктатуры пролетариата. Это первая стадия движения к коммунистическому обществу. Дик. прол. нужна для подавления его классовых противников, в особенности класса капиталистического, т.к. с приходом пролетариата к власти не исчезает старая организация и классовые враги. Диктатура неизбежно д.б. основана на насилии.

4. Вопрос судьбы ГиП в коммунистической формации

В «Манифесте КП» Маркс писал «когда в ходе развития исчезнут классовые различия и всё производство сосредоточится в руках ассоциации свободных индивидов, тогда пол. власть потеряет свой общественный характер, потеряет своё значение и ГиП».

В исторической эпохе, которая открывается после свержения буржуазии, Маркс выделял 3 периода:

1. Переход от капитализма к 1й ступени коммунистического общества – социализму. Зд. Г. является орудием диктатуры пролетариата, а основная цель Г. – подавление свергнутых классов и искоренение частной собственности.

2. Первая (низшая) фаза коммунистического общества. Средства производства уже вышли из частной собственности, нет эксплуататорских классов, но государство ещё сохраняется.

3. Высшая фаза коммунистического общества. Полное отмирание ГиП.

Основные выводы Маркса:

1. ГиП существовали не всегда, были общества, которые обходились без них.

2. На определённой ступени эк. развития, связанной с расколом общества на классы, ГиП стали необходимостью.

3. С исчезновением классов исчезает ГиП.

Тема: Развитие русской ПП мысли в 11-14 вв.

1. ПП идеи в «Слове о законе и благодати»

2. Пол. идеи Владимира Мономаха.

3. ПП воззрения Даниила Заточника.

1. «Слово о законе и благодати»

Конец 12 в. Автор – митрополит Иларион.

Он сравнивает влияние на общественные отношения закона и Божественной истины. Закон призван определять внешние поступки людей на той ступени их развития, когда они ещё не достигли совершенства. В распространении морали христианства митрополит усматривает путь для совершенствования человека и постепенной замены гос. законов моралью христианства (т.е. Божественной истиной).

Указывает на равноправие народов.

Рассматривает фигуру верховного правителя. Он д.б. ответственен перед Богом и перед народом, д.б. высоконравственным чел., стремиться к мирному курсу внешней политики, а также к реализации своей власти на основе закона.

«Поучение детям», «Автобиография»

Князь должен осуществлять свою власть не единолично, а с советом дружины. Должен стремиться к мирной внешней политике. Правосудие осуществлять только по правде. Самое позорное наказание – смертная казнь, отрицательно относится к ней. Высказывается и против кровной мести.

Церковь в государстве занимает важное, но подчинённое положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: