- Богатство и бедность имеют естественную природу происхождения, в государстве их нельзя доводить до крайности.
- Поддерживает идею сословно-представительной монархии, считал, что народ по своей природе должен иметь начальника. Этим он обосновывает существование гос власти
- Власть не по закону – это власть тирана
- Все законы он делит на три категории:
1. божественные
2. обычаи
3. положительное законодательство
- Выступил с критикой правосудия: за судебную волокиту, взяточничество.
- Суд должен быть скорым и справедливым
- Принцип «милости виноватому». Речь идёт о презумпции невиновности- первый в 16 веке, кто поднял этот вопрос.
Политическая программа Ивана Пересветова
В 1549 году подал Ивану 4 две челобитные -одну малую и одну большую, в которых он изложил царю проекты государственных и социальных преобразований. Письма он подготовил, основываясь на анализе падения Византии, падении (???) турецкой империи. Во всех челобитных он подчёркивает идеи единства самодержавия и идею сильной центральной власти
|
|
Он предложил:
1. создание общегосударственной казны и отмену наместничества.
2. Предложил ввести единые налоги и для бояр, и для других сословий
3. Предложил создать постоянное войско
4. Выступал за резкое сокращение расходов на содержание бояр.
5. Предложил судебные реформы:
1). Судебная власть должна быть оделена от администрации
2). Судьи должны назначаться верховной царской властью
3). Отдельно нужно создать воинский суд
4). Сформулировал составы преступлений: разбой, кража, воинская ябеда (переход на сторону врага, государственная измена)
Критиковал как государственный, так не государственные расправы.
ППВ Ивана Грозного
· 1564 год –режим опричнины
· Территория была поделена на Земщину и Опричнину
· Погромы
· Расправы, казни
· Единственное основание занятия царского престола – это право наследования
· Неограниченный характер власти царя. «Никто государю не указ».
· Царь в силу своей божественной природы не может быть преступником
· Он не подсуден человеческому суду. Царь может быть только грешен и ответственность нести только перед Богом.
· Царская власть распространяется и на церковь, царская власть выше власти церкви
· Наказание должно быть не только за действия, но даже за мысль
· Методы реализации гос власти: страх и насилие, принуждение
Андрей Курбский
- Сподвижник Ивана Грозного до Опричнины
- Он убедил царя в необходимости создания Избранной рады (прообраз правительства)
- В конечном итоге Иван разогнал Раду и Курбский бежал в Польшу
- Критика Ивана 4 за Опричнину
- Критиковал праздность чиновников, царя
- Писал, что власть такого царя носит преступный характер
- То, что происходило в России – беззаконие и произвол
- Осудил заочные приговоры, коллективную ответственность
- Такая власть сама приближает свой конец, народ имеет полное право восстать против такой власти
Политическое учение Ивана Тимофеева
|
|
- После смерти Ивана наступает смута
- «Временник» - работа
- Критика царствования Ивана 4
- Основная задача всех последующих русских царей – раскрыть стыд правления Ивана 4, а так же загладить вину перед русским народом
- Насилие и казни заметно ослабили мнение о царской власти в русском народе
- Вся последующая задача царской власти: раскрыть порочность и загладить вину
- Монарх должен избираться земским собором
- Борис Годунов, Шуйский – всё это самозванство
- Делит царей на законных и незаконных. Народ всегда имеет полное право на сопротивление царю – тирану
ТЕМА: ППУ в РОССИ в 2 половине 17-18 вв.
- идеология просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого
- политико-правовые воззрения Юрия Крижанича
- Политические взгляды А.Л. Ордин-Нащокина
- Политические идея Феофана Прокоповича
- Взгляды В.Н. Татищева
- Политическая программа Ивана Тихоновича Пасошкова
- Политические взгляды Михаила Михайловича Щербатова
- Учение Семёна Ефимовича Десницкого
- Воззрения Якова Павловича Казельского
- ППУ Александра Николаевича Радищева
1.Идеалогия просвещённого Абсолютизма Симеона Полоцкого
«Жезл правления».
· Он первым обосновал идею просвещенного абсолютизма
· Царя он сравнивал с Богом, подчёркивал божественное происхождение царя, божественный характер его власти
· Царь должен быть образованным и благочестивым, должен жить по закону и по правде
· Главное предназначение человека в жизни – выполнять свой долг, предопределённый судьбой
· Оправдывает неравенство, каждому – своё
· Порицает русское пьянство, лень
· Рассматривает вопросы судебной власти
· Суд должен быть единым для всех сословий
· Суд должен восстанавливать правду, а не совершать месть