ППУ Зиновия Отенского

  • Богатство и бедность имеют естественную природу происхождения, в государстве их нельзя доводить до крайности.
  • Поддерживает идею сословно-представительной монархии, считал, что народ по своей природе должен иметь начальника. Этим он обосновывает существование гос власти
  • Власть не по закону – это власть тирана
  • Все законы он делит на три категории:

1. божественные

2. обычаи

3. положительное законодательство

  • Выступил с критикой правосудия: за судебную волокиту, взяточничество.
  • Суд должен быть скорым и справедливым
  • Принцип «милости виноватому». Речь идёт о презумпции невиновности- первый в 16 веке, кто поднял этот вопрос.

Политическая программа Ивана Пересветова

В 1549 году подал Ивану 4 две челобитные -одну малую и одну большую, в которых он изложил царю проекты государственных и социальных преобразований. Письма он подготовил, основываясь на анализе падения Византии, падении (???) турецкой империи. Во всех челобитных он подчёркивает идеи единства самодержавия и идею сильной центральной власти

Он предложил:

1. создание общегосударственной казны и отмену наместничества.

2. Предложил ввести единые налоги и для бояр, и для других сословий

3. Предложил создать постоянное войско

4. Выступал за резкое сокращение расходов на содержание бояр.

5. Предложил судебные реформы:

1). Судебная власть должна быть оделена от администрации

2). Судьи должны назначаться верховной царской властью

3). Отдельно нужно создать воинский суд

4). Сформулировал составы преступлений: разбой, кража, воинская ябеда (переход на сторону врага, государственная измена)

Критиковал как государственный, так не государственные расправы.

ППВ Ивана Грозного

· 1564 год –режим опричнины

· Территория была поделена на Земщину и Опричнину

· Погромы

· Расправы, казни

· Единственное основание занятия царского престола – это право наследования

· Неограниченный характер власти царя. «Никто государю не указ».

· Царь в силу своей божественной природы не может быть преступником

· Он не подсуден человеческому суду. Царь может быть только грешен и ответственность нести только перед Богом.

· Царская власть распространяется и на церковь, царская власть выше власти церкви

· Наказание должно быть не только за действия, но даже за мысль

· Методы реализации гос власти: страх и насилие, принуждение

Андрей Курбский

  • Сподвижник Ивана Грозного до Опричнины
  • Он убедил царя в необходимости создания Избранной рады (прообраз правительства)
  • В конечном итоге Иван разогнал Раду и Курбский бежал в Польшу
  • Критика Ивана 4 за Опричнину
  • Критиковал праздность чиновников, царя
  • Писал, что власть такого царя носит преступный характер
  • То, что происходило в России – беззаконие и произвол
  • Осудил заочные приговоры, коллективную ответственность
  • Такая власть сама приближает свой конец, народ имеет полное право восстать против такой власти

Политическое учение Ивана Тимофеева

  • После смерти Ивана наступает смута
  • «Временник» - работа
  • Критика царствования Ивана 4
  • Основная задача всех последующих русских царей – раскрыть стыд правления Ивана 4, а так же загладить вину перед русским народом
  • Насилие и казни заметно ослабили мнение о царской власти в русском народе
  • Вся последующая задача царской власти: раскрыть порочность и загладить вину
  • Монарх должен избираться земским собором
  • Борис Годунов, Шуйский – всё это самозванство
  • Делит царей на законных и незаконных. Народ всегда имеет полное право на сопротивление царю – тирану

ТЕМА: ППУ в РОССИ в 2 половине 17-18 вв.

  1. идеология просвещенного абсолютизма Симеона Полоцкого
  2. политико-правовые воззрения Юрия Крижанича
  3. Политические взгляды А.Л. Ордин-Нащокина
  4. Политические идея Феофана Прокоповича
  5. Взгляды В.Н. Татищева
  6. Политическая программа Ивана Тихоновича Пасошкова
  7. Политические взгляды Михаила Михайловича Щербатова
  8. Учение Семёна Ефимовича Десницкого
  9. Воззрения Якова Павловича Казельского
  10. ППУ Александра Николаевича Радищева

1.Идеалогия просвещённого Абсолютизма Симеона Полоцкого

«Жезл правления».

· Он первым обосновал идею просвещенного абсолютизма

· Царя он сравнивал с Богом, подчёркивал божественное происхождение царя, божественный характер его власти

· Царь должен быть образованным и благочестивым, должен жить по закону и по правде

· Главное предназначение человека в жизни – выполнять свой долг, предопределённый судьбой

· Оправдывает неравенство, каждому – своё

· Порицает русское пьянство, лень

· Рассматривает вопросы судебной власти

· Суд должен быть единым для всех сословий

· Суд должен восстанавливать правду, а не совершать месть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: