С к. 80-х начинаются экономические преобразования в странах Ц. и В. Европы.
Большинство стран выбрали переход к рыночному капитализму.
Не было чёткой экономической программы – использовали опыт предшественников ® в выигрыше оказались страны, которые уже пытались провести реформы (Венгрия, Чехословакия, Польша).
В Венгрии существовала 2-х уровневая банковская система (был закон о банкротстве).
В Польше политика «шоковой терапии», но уже существует свободная торговля.
Но освобождая экономику от государственного контроля, не создали другое экономической системы ® - сократился ВВП
- практически до 0 упали инвестиции в экономику
- произошла дифференциация общества по доходам
Нужно было найти такие меры, которые бы сократили присутствие в экономике, но оставили элементы регулирование экономики государством. Теперь присутствие государственного влияния в экономике стран В. и Ц. Европы намного меньше.
Методы государственного регулирования: - государственный заказ
- распределение и контроль над получением иностранной помощи
- регулирование внешней экономической деятельности
Важные направления преобразований: либерализация экономической деятельности:
- ценообразование (переход от централизованного к рыночному): Была более продуманной и протекал дольше, чем в России
- внешнеэкономическая сфера: ликвидация монополии государства на внешнюю торговлю (но сохранились отдельные экономические и административные меры по государственному регулированию – «мягкий протекционизм»)
- поэтапная отмена валютных ограничений (цель: переход к конвертируемости национальной валюты): но ни одна страна не допустила валютизации своей экономики, в отличие от России (до сих пор в Польше предприятия обязаны продавать валютную выручку государству, а в Чехии применяются валютные счета только с недавнего времени)
Образование субъектов хозяйствования, способных работать в условиях рыночной экономики: приватизация:малая приватизация: для предприятий сферы услуг (в основном продавались за «живые деньги»). В Европе приватизация проходила с целью недопущения перепрофилирования приватизированных предприятий.
большая приватизация: приватизация больших предприятий: проходила сложно и до сих пор незакончена: - не было достаточно средств у населения (пошли по пути раздачи доли промышленности народу – ваучеры)
- не было иностранных инвестиций в достаточном количестве. Причины:
- неэффективность предприятий В. и Ц. Европы
- нечистая игра инвесторов (монополизация отраслей в этих странах, устранение конкуренции)
- реституция (возвращение, восстановление прав) возвращение собственности, которая была национализирована, бывшим владельцам или наследникам.
Итоги преобразований: Главный итог все государства В. и Ц. Европы находятся в стадии экономического роста (рост начался уже после 4-х лет преобразований). Он ещё неустойчив, но он есть.
- в результате преобразований экономика В. и Ц. Европы стала «открытой», т.е. начался процесс интеграции национальной экономики в мировую.
- Ни одной стране не удалось избежать глубокого экономического спада
- Реформы подтверждают, что роль государства в реформировании экономики исключительно важна.
35. Экономическая реформа в Китае (к. 1970-х – 1990-е гг.)
История: 19в. – Китай – объект колониальной экспансии Японии, Германии, Англии ® колониальная экономика
До 1949г. уровень экономического развития очень низкий. Во главе государства коммунистическая партия (Мао Дзэдун)
С 1958г. – политика «Особый курс», политика «Большого скачка»
1966-1969гг. – культурная революция.
Последствия: - огромные потери: к 1970г. экономика Китая практически потерпела крах.
Декабрь 1978г. – 3 съезд ЦК КПК 11-го созыва: Т.к. экономическая политика предыдущих десятилетий была неэффективна, то принято решение действовать в соответствие с экономическим законом стоимости, этот курс продолжается до сих пор.
Особенность: отказ от левых перегибов и перенос приоритетов сферу экономики
Сентябрь 1982г. – 12 съезд КПК: - новая формула: «социализм с китайской спецификой»
Главная особенности: - необходимо найти оптимальное сочетание между плановой (главной) и рыночной (вспомогательной) экономикой.
Октябрь 1984г. – постановление ЦК КПК о реформе хозяйственной системы: определили направление создания социалистической плановой товарной экономики: она должна базироваться на государственной собственности.
Важнейший шаг в ходе реформ: октябрь 1987г. – 13 съезд КПК: идея о равном сочетании плана и рынка в китайской экономике (теперь нет приоритета: план и рынок единое целое)
1989г. – Экономический кризис ® народные волнения, но реформы продолжаются (т.к. студентов не поддержали)
Реформы: С/Х: Начаты в аграрное сфере, т.к. стоит острая проблема обеспечения государства продовольствием. Суть: внести «семейный (подворный) подряд»: - за крестьянской семьёй закреплён участок земли
- устанавливаются определённые государственные задания, которые обязательно нужно выполнить (остаток можно использовать по собственному усмотрению)
Итог: Большой успех: рост производства увеличился настолько же насколько за все предыдущие годы реформ ® к 1985г. отказалось от монополии на заготовку и закупку с/х продукции. В основу реформы положен принцип экономической заинтересованности, в отличие от коммуны.
Главная проблема: земля в собственности государства (крестьянство только пользуется) ® решение: увеличение срока аренды (с 3-5 до 15 лет в полеводстве и до 25 лет в лесоводстве и садоводстве) + право наследственного пользования участком.
Реформа в промышленности: здесь нет таких успехов как в с/х. Реформа проходит на нескольких уровнях: - крупная промышленность
- средняя и мелкая промышленность (отдаётся либо в собственность, либо в долгосрочную аренду)
Государственные предприятия до сих пор в собственности государства и их эффективность низка.
Суть реформ: изменения в системе управления предприятием: - от управления отошли партийные образования
- расширена хозяйственная самостоятельность предприятий:
- самостоятельно выбирают партнёров (поставщиков)
- самостоятельно сбывают излишки (сверх плана)
- сами вводят распорядок работ
- формирование одинаковых основ для предприятий государственной и кооперативной собственности (Закон о государственных предприятиях, закон об экономических договорах, закон о торговой марке, закон о борьбе со спекуляцией и др.)
Политика открытой экономики: политика направленная на расширение внешнеэкономических связей и привлечения в страну иностранного капитала
Особенность: опережающее развитие внешнеэкономических связей по сравнению с ростом ВНП. В результате степень интеграции Китая в мировую экономику достигла уникальных результатов.
Меры:
- совершенствование структуры внешнеэкономических связей
- экспортная политика: усилия на вывоз готовых товаров (в последнее время преобладает вывоз наукоёмких товаров)
- импортная политика: ввоз высокотехнического оборудования, машин, технологий и комплектующих для экспортно-ориентированных производств. Приоритет в торговом обороте отдан развитым странам и НИС.
- В последние годы новые рынки: сфера услуг (туризм и др.)
Перестройка механизма управления внешнеэкономической деятельностью. Цель: демонополизация и децентрализация внешней торговли.
Мероприятия: - государство отказывается от монополии на внешнеэкономическую деятельность (право предоставляется не только провинциям, но и меньшим административным единицам, отраслям и даже мелким предприятиям)
1988г. – система государственных закупок экспортных товаров заменяется на систему контрактов между внешнеторговыми компаниями и непосредственно предприятиями.
1991г. – все внешнеторговые операции переведены на самоокупаемость
- переход от директивного планирования экспорта и импорта к их лицензированию
- формирование системы преимуществ для экспортно-ориентированных производств:
- частичное переориентирование государственных предприятий на экспорт
- льготы для экспортёров
- всё большую долю валютной прибыли получают сами экспортёры
- привлечение иностранного капитала (удалось создать благоприятный образ КНР, как хорошего места для вложений): привлекающие стороны: - низкая цена на рабочую силу
- льготное налогообложение
- приемлемый уровень инфраструктуры
- продуманная политика по отношению к выходцам из Китая (более 70% иностранного капитала от китайской диаспоры)
В результате реализации политики открытой экономики в Китае создана многоуровневая территориальная система открытости, т.к. Китай занимает огромную территорию ® раздел на 2 сектора внутренняя и внешняя экономика. Внешняя экономика – «пояс открытости» - Восточное побережье.
Результаты реформ: за последние 20 лет – темпы экономического роста самые высокие в мире
- во многом от реформы выиграли сами китайцы (повышение благосостояния простых китайцев)