Развитие российского предпринимательства происходит в рамках определенного правового пространства. Для развития единого национального рынка необходимо, чтобы продукция, товары, услуги, финансовые средства обращались на всей территории свободно, без установления каких-либо препятствий, независимо от существующих границ между субъектами Федерации.
Законодательство в области развития предпринимательства формируется с учетом общей иерархии законодательных актов: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ.
С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года были заложены основные начала, конституционные основы предпринимательства и всей системы рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет около 20 статей Конституции. Среди них: о единстве экономического и правового пространства России; установлении правовых основ единого пространства России; установлении правовых основ единого рынка; многообразии форм собственности. Конституционные нормы – это нормы высшей юридической силы, а вместе с тем и прямого, непосредственного действия (например, ст. 15 Конституции), а, следовательно, в случае, когда нормы закона, указа, иного правового акта противоречат Конституции, приоритет принадлежит применению ее норм.
|
|
Действующий Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) разработан с учетом Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ) и содержит принципиально новые положения, используемые в целях регулирования предпринимательской деятельности. Впервые введены в практику нормы, определяющие преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ). Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ создают "рамочные" условия функционирования субъектов предпринимательства. Конкретизируются же эти положения в законодательных актах, например, в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. № 209-ФЗ (с измен. от 27.12.2009г. №365-ФЗ).
В целях обеспечения защиты интересов субъектов предпринимательства, был принят Указ Президента Российской Федерации от 29.06.98 № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», который определил в качестве основных задач органов государственной власти в Российской Федерации при проведении государственной политики развития предпринимательства:
– сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
|
|
– уменьшение количества государственных органов, осуществляющих
лицензирование предпринимательской деятельности, регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию вышестоящими органами государственной власти;
– разграничение функций по лицензированию вышестоящими органами
власти.
Эти задачи были конкретизированы в Федеральном законе РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. №129-ФЗ (с изменениями от 27.12.2009г. №3521-ФЗ). Как было отмечено ранее, в нем описан новый подход к созданию и регистрации хозяйствующих субъектов. Дополняет его Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ (с изменениями от 27.12.2009г. №374-ФЗ). Он позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, а также создать условия для стабильной работы в сфере предпринимательской деятельности. Закон существенно сокращает количество лицензируемых видов деятельности и упрощает порядок лицензирования.
Проводимая налоговая реформа предполагает создание эффективного правового механизма стимулирования предпринимательства.
С 01.01.2005г. введены I и II части Налогового кодекса РФ. Законодательство о налогах закрепляет принципы налогообложения, систему налогов и порядок их взимания, взаимоотношения предпринимателей – налогоплательщиков с налоговой службой.
Разработка предложений по сокращению административных барьеров при организаций и осуществлении предпринимательской деятельности и их представление Президенту России была возложена на Правительство РФ, Так, например, Федеральный закон РФ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» №294-ФЗ (с измен. от 27.12.2009г. №365-ФЗ) призван обеспечить регламентацию деятельности органов исполнительной власти в части проведения проверок. Его цель - устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.
В Российской Федерации антимонопольное законодательство основано, прежде всего, на конституционных нормах о конкуренции (например, ст. 8, 34, 74 Конституции РФ) и ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ (в ред. От 27.12.2009г. №379-ФЗ) принят Государственной думой ФС РФ от 08.07.2006г. (с измен. и дополнениями вступил в силу с 29.01.2010г.). Последний определяет сущность, принципы формирования и развития государственного антимонопольного регулирования Российской Федерации, организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Закон о защите конкуренции является инструментом государственного регулирования рыночных отношений и применяется с целью:
– охраны и поощрения конкуренции;
– осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладающими существенной властью на товарном рынке;
– регулирования процессов концентрации на товарных рынках и контроля за структурой рынка;
– защиты прав и интересов потребителей;
– содействие малому предпринимательству.
Закон о защите конкуренции действует на всей территории России.
При применении Закона о конкуренции следует принимать во внимание, что некоторые товарные рынки регулируются специальным законодательством, прежде всего, Федеральным законом РФ от 17.08.95 N° 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с измен. от 25.12.2008г.).
Среди большого массива антимонопольного законодательства выделяются законодательные акты, включающие отдельные положения антимонопольной направленности, например:
– Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в ред. ФЗ от 27.12.2009г. №374-ФЗ) ч. 5, 6, 7 ст. 17;
|
|
– Закон РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
(в ред. ФЗ от 27.12.209г. №352-ФЗ) ст. 32 с изменениями и дополнениями, которые вступают в силу с 01.01.2010 г.;
– Федеральный закон РФ от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 18.07.2009г. №186-ФЗ);
– Федеральный закон РФ от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» в ред от 28.06.2009г. №124-ФЗ;
– Федеральный закон РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 27.12. 2009г. с изменениями и дополнениями вступает в силу с 22.01.2010г.);
– Федеральный закон РФ от 03.06.2006г. №74-ФЗ (в ред. от 27.12.2009г.) «Водный кодекс РФ» и другие.
Антимонопольное законодательство включает не только законодательные, но и подзаконные акты в виде указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ. К ним относятся:
– Указ Президента РФ от 17.02.95 № 161 «О гарантиях права граждан на
охрану здоровья при распространении рекламы»;
– Указ Президента РФ от 06.03.95 № 245 «Об основных принципах
осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» (с измен, от 16.11.96);
– Постановление Правительства РФ от 09.03.94 № 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на
рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» (с измен, от 04.09.95) и др.
Действенным инструментом антимонопольной политики является проведение торгов на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд. В статьях 447-449 части I Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определены общие правила организации и проведения торгов (конкурсов).
Параграф 4 части II ГК РФ определяет понятие «государственные нужды» и устанавливает общий порядок заключения контрактов на поставку продукции для государственных нужд. Статьи 763-768 определяют особенности выполнения подрядных работ для государственных нужд.
В Федеральном законе РФ от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» определено, что органы федеральной и региональной власти предусматривают резервирование доли заказа в размере 15% от его объема и размещение его среди субъектов малого предпринимательства на основе конкурсов (ст.14). Кроме того, Правительством РФ был принят ряд постановлений, регулирующих вопросы обеспечения участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и выполнении поставок для государственных нужд.
|
|
Законодательство Российской Федерации содействует освоению новых отношений предпринимательства и в области труда, исходя из конституционного закрепления отношений социального партнерства, свободы труда, социальной защиты населения. Важнейшим является пакет законов: о занятости населения, коллективных договорах и соглашениях (1992), охране труда (1993), порядке разрешения коллективных трудовых споров и целый ряд других, развивающих положение нового Кодекса законов о труде.
В 2003 году вступила в силу новая редакция Закона РФ от 11.06.2003г. №74-ФЗ (в ред. от 30.10.2009г. №239-ФЗ) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с семьями и наемными работниками в России занимаются фермерством 2,5 миллиона человек, а всего в стране насчитывается 265 тысяч фермерских хозяйств. Фермером теперь может стать любой человек не моложе 16 лет. Полноправными членами в хозяйстве могут быть люди не более чем из трех семей. И среди них не должно быть более пяти человек, не связанных родственными узами с главой хозяйства.
При создании хозяйства его члены заключают между собой соглашение, по которому впоследствии будут распределяться все имущество, прибыль, права и обязанности.
Совершенствование правовой системы Российской Федерации настоятельно требует дальнейшего обновления трудового законодательства, соответствующего перспективам развития гражданского общества, реалиям рыночной экономики, основополагающим принципам международного права (Декларациям, решениям и Конвенциям ООН и МОТ