В отличие от конкурентоспособности товара, которая может иметь как кратко-, так и долгосрочный характер, конкурентоспособность предприятия следует оценивать лишь в продолжительном периоде. Она означает наличие важных отличий данного предприятия от предприятий-конкурентов по уровню эффективности хозяйственной деятельности, формой проявления которой является способность приспосабливаться к условиям экономической конъюнктуры и удовлетворять своими товарами и услугами спрос потребителей.
К числу важнейших факторов, которые влияют на конкурентоспособность предприятия, относятся:
– внедрение в производство достижений науки и техники;
– рост объемов производства и емкости рынка;
– совершенствование системы действующих на предприятии стимулов к труду;
– позиции конкурирующих предприятий и др.
Современная теория и практика предпринимательства указывают, что основным средством повышения конкурентоспособности является реструктуризация на различных уровнях экономической системы:
|
|
– на национальном уровне она предполагает перераспределение доли отделенных секторов в валовом внутреннем продукте, занятости, экспорте и импорте, ресурсном обеспечении, льготах и пр.;
– отраслевая реструктуризация означает снятие с производства или модернизацию неконкурентоспособных, нерентабельных изделий, разработку и освоение новой продукции, совершенствование технологий;
– реструктуризация предприятий означает вхождение на рынок новых предпринимателей, быстрый рост высокоэффективных компаний, свертывание или модернизацию убыточных предприятий.
Отличия между предприятиями-конкурентами по уровню эффективности хозяйственной деятельности определяют на основе анализа стратегических показателей их развития. К таковым принадлежат динамика активов, динамика продаж и динамика прибыли:
– активы – совокупность имущества, фондов (машин, оборудования, зданий, сооружений, материальных запасов, вложений в ценные бумаги, патенты и др.), ресурсов предпринимателей;
– динамика активов – отношение прироста общей суммы активов в отчетный период к общей сумме активов предыдущего периода;
– динамика продаж – отношение прироста продажи товаров и услуг в текущем году к объему продаж в предыдущем году;
– динамика прибыли –. отношение прироста прибыли в текущем, году к объему прибыли в предыдущем году.
Конкретной формой эффективности хозяйственной деятельности предприятия являются показатели рентабельности (прибыльность, доходность) предпринимательской деятельности, которая измеряется как кратное отделения величины прибыли на объем затрат.
|
|
Для оценки конкурентоспособности предприятия наиболее подходит коэффициент чистой прибыли:
Коэффициент чистой прибыли = ,
где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;
Впр. – Выручка от продаж, руб.
Для достижения успеха в реализации предпринимательской идеи главная задача – найти для предприятия место на рынке. Наилучший вариант такого поиска – выявление еще не освоенного конкурентами рынка. С этой целью предварительно проводят сегментацию рынка. Важными объектами сегментации являются конкурирующие предприятия на рынке, отдельные группы товаров и услуг и потребители.
При проведении сегментации рынка предприниматель должен найти такую группу покупателей, потребности которых будут постоянно возрастать, а предприятие сможет их наиболее полно удовлетворять, обеспечивая тем самым стабильный рост прибылей. На этом этапе предпринимательской деятельности основная задача заключается в выявлении конкурирующих предприятий, товаров-аналогов или товаров-заменителей, способных заменить изготовляемые его предприятием товары. После этого определяют сильные и слабые стороны конкурентов, обосновывают их вероятные тактику и стратегию.
Чтобы выявить сильные и слабые стороны конкурента, необходимо знать:
– рыночную нишу, которую он занимает;
– объем его товарооборота;
– качество и количество товаров, на которые преимущественно ориентировано предприятие;
– форму и дизайн продукции, наличие торговой марки;
– гарантийный и послегарантийный сроки обслуживания покупателей;
– организацию сбыта, в частности, условия и сроки снабжения товарами, размещение складских помещений, способы транспортировки и стоимость этих операций и др.;
– если товары конкурирующих предприятий экспортируются за границу, необходимо выяснить, в какие страны, какую рыночную нишу они там занимают и т. д.
Анализ конкурирующих товаров завершается определением их конкурентоспособности – способности отвечать требованиям потребителей по сравнению с другими конкурирующими товарами
В 1997 году Питер Друкер выделил следующие конкурентные преимущества:
– современных условиях создание конкурентных преимуществ, во-первых, должно быть поставлено на поток. То есть инновации в бизнесе должны следовать одна за другой, и чем быстрее, тем лучше;
– во-вторых, мало создать новый продукт – надо еще убедить покупателя в том, что этот продукт адекватен его образу жизни, совместим с ним физиологически и духовно.