Исполнение бюджета. Типовая структура расходной части бюджета

Типовая структура расходной части бюджета

· расходы по регулированию и прямому финансированию национальной экономики;

· расходы на международную деятельность;

· расходы на оборону, судебную систему, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

· расходы на науку, культуру, образование, здравоохранение, искусство, средства массовой информации;

· расходы социального характера (в части, не покрываемой из внебюджетных фондов социального назначения);

· расходы на обслуживание внешнего и внутреннего долга;

· расходы на пополнение государственных запасов и резервов;

· расходы целевых бюджетных фондов;

· расходы на государственное управление;

· расходы на целевые программы федерального уровня.

Сбалансированность бюджета, как соотношение между доходной и расходной его частями, разница между которыми определяется как сальдо баланса бюджета (положительное, нулевое или отрицательное).

Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо бюджета) является результатом:

· ошибок в процессе бюджетного планирования;

· низкой дисциплины исполнения бюджета в форме недополучения доходов или превышения расходов;

· развития инфляционных процессов;

· необходимости обслуживания значительного внешнего и внутреннего долга;

· дополнительных затрат, связанных с форс-мажорными обстоятельствами в условиях отсутствия специального финансового резерва.

Сокращение дефицита бюджета – это комплексный процесс последовательного ослабления воздействия и полной ликвидации сформулированных негативных факторов.

Принципы осуществления расходов бюджета:

· достижение максимального эффекта при минимуме затрат;

· целевой характер использования бюджетных ассигнований;

· предоставление бюджетных средств с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

Основные задачи в области государственных расходов:

· снизить расходы на содержание государственного аппарата;

· продолжить децентрализацию инвестиционного процесса;

· снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

· усилить контроль за использованием бюджетных средств;

· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, образование, медицинское обслуживание.

Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.

Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов – основному оперативному плану распределения доходов-расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.

Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ (ФК) – структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти – ежемесячно.

Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:

· организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов;

· доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;

· ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;

· организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ;

· осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами;

· регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами;

· организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.

На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса исполнения бюджета:

· доведение объема бюджетных ассигнований;

· доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя финансовые обязательства;

· объем фактически заключенных соглашений;

· сумма счетов, предъявленных к оплате;

· сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов.

Правительство ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально – отчет.

Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.

Контроль за исполнением Федерального бюджета осуществляет Счетная палата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: