Типовая структура расходной части бюджета
· расходы по регулированию и прямому финансированию национальной экономики;
· расходы на международную деятельность;
· расходы на оборону, судебную систему, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
· расходы на науку, культуру, образование, здравоохранение, искусство, средства массовой информации;
· расходы социального характера (в части, не покрываемой из внебюджетных фондов социального назначения);
· расходы на обслуживание внешнего и внутреннего долга;
· расходы на пополнение государственных запасов и резервов;
· расходы целевых бюджетных фондов;
· расходы на государственное управление;
· расходы на целевые программы федерального уровня.
Сбалансированность бюджета, как соотношение между доходной и расходной его частями, разница между которыми определяется как сальдо баланса бюджета (положительное, нулевое или отрицательное).
Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо бюджета) является результатом:
· ошибок в процессе бюджетного планирования;
· низкой дисциплины исполнения бюджета в форме недополучения доходов или превышения расходов;
· развития инфляционных процессов;
· необходимости обслуживания значительного внешнего и внутреннего долга;
· дополнительных затрат, связанных с форс-мажорными обстоятельствами в условиях отсутствия специального финансового резерва.
Сокращение дефицита бюджета – это комплексный процесс последовательного ослабления воздействия и полной ликвидации сформулированных негативных факторов.
Принципы осуществления расходов бюджета:
· достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
· целевой характер использования бюджетных ассигнований;
· предоставление бюджетных средств с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.
Основные задачи в области государственных расходов:
· снизить расходы на содержание государственного аппарата;
· продолжить децентрализацию инвестиционного процесса;
· снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
· усилить контроль за использованием бюджетных средств;
· обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, образование, медицинское обслуживание.
Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и расходов – основному оперативному плану распределения доходов-расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ (ФК) – структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов – ежедневно, а высшие органы государственной власти – ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
· организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и государственных внебюджетных фондов;
· доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных ассигнований;
· ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;
· организует распределение в установленных размерах доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ;
· осуществляют управление доходами и расходами ФБ и иными централизованными ресурсами;
· регулируют финансовые отношения между ФБ и государственными внебюджетными фондами;
· организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.
На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса исполнения бюджета:
· доведение объема бюджетных ассигнований;
· доведение гарантированных лимитов финансирования, в пределах которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя финансовые обязательства;
· объем фактически заключенных соглашений;
· сумма счетов, предъявленных к оплате;
· сумма фактического перечисления бюджетных средств со счетов.
Правительство ежемесячно предоставляет в Государственную Думу информацию о ходе исполнения ФБ и ежеквартально – отчет.
Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается Федеральному собранию, которое его утверждает.
Контроль за исполнением Федерального бюджета осуществляет Счетная палата.