Монетаризм

Под монетаризмом понимают общетеоретический подход, признающий исключительную важность денег вэкономике и отдающий приоритет особому типу кредитно-денежной политики – прямому регулированию

темпов роста денежной массы – в противоположностьиным методам воздействия, прежде всего фискальной, атакже денежно-кредитной политике, но воздействующий на экономику через процентные ставки.

Развитие монетаризма ассоциируется прежде всего с именем нобелевского лауреата 1976 г. Милтона Фридмена (род.1912 г.), большой вклад в развитие этой концепции внеслитакже А. Шварц, К. Бруннер, А. Мелцер, Д. Лейдлер, Р. Селден, Ф. Кейган.

М. Фридмен и А. Шварц в работе «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960 гг.» (1963 г.) выявляют закономерность, согласно которой темпы роста денежной массы, находящейся в обращении, связаны с движением цикла, упреждая общие темпы развития делового цикла. Исследования открыливзаимосвязь между темпами роста денежной массы и точкамиэкстремумов в деловом цикле.

В период с 1908 по 1916 г. Ростпредложения денег начинал возрастать приблизительно за 12 месяцев до наступления пиков циклов. Подобно этому рост предложения денег начинал увеличиваться до момента достижениядна делового цикла. В пределах одного делового цикла взаимнаясвязь денежной массы и абсолютного уровня цен не являетсястоль тесной, как в долгосрочных временных интервалах.

Основные положения классического (Фридменовского)монетаризма таковы:

1. Капиталистическая экономика внутренне устойчиваотносительно некоего оптимального уровня производства, который определяется развитием производительных сил, запасом ресурсов и т.д. Этот оптимальный уровень производстване исключает наличия некоторой безработицы, которая связана с институциональными особенностями экономики, например, недостаточной гибкостью заработной платы. Речьидет о так называемом естественном уровне безработицы.Достижение оптимального уровня производства обеспечивается действием механизма цен, который является способом распределения ресурсов. Вмешательство государства в

этот механизм должно быть минимальным.

2. Изменение количества денег противоречиво влияетна норму процента: рост предложения денег сначала вызывает понижение нормы процента, а затем рост затрат и инфляции увеличивает спрос на займы, что ведет к росту величиныпроцента. Кроме того, высокая инфляция увеличивает различие между номинальным и реальным процентом, а предвидение большей инфляции еще сильнее повышает процент.

3. В условиях долгосрочного равновесия деньги нейтральны, т.е. имеет место пропорциональность между деньгами и ценами, основанная на стабильности денежного спроса(или обратной ему величине – скорости обращения денег).

Напротив, предельная склонность к потреблению и мультипликатор считаются неустойчивыми величинами. Долгосрочную реальную процентную ставку невозможно изменить спомощью денежной политики с тем, чтобы стимулироватьинвестиции и накопление капитала. Долгосрочная ставка определяется реальными факторами, производительностью и

бережливостью.

4. В короткие и средние периоды времени (до 5-7 лет)деньги, напротив, не нейтральны и могут стать причиной реальных изменений в экономике. В силу краткосрочного воздействия на выпуск деньги важны для определения реальногоуровня занятости и дохода. Денежное влияние возникает всвязи с расхождением между фактической и желаемой величинами реальных кассовых остатков, что вызывает непредсказуемое изменение предложения денег. Изменение предложения денег влияет на цены через процентные ставки, меняяструктуру портфеля активов.

Изменение спроса на деньги влияет на скорость обращения денег, которая зависит от издержек хранения денег (величины процентной ставки и темпа инфляции), от величиныреального дохода на душу населения.

5. Деловой цикл усиливает влияние изменения предложения денег на величину дохода. Денежный кризис, приводящий к уменьшению предложения денег, образует условиедепрессии.

6. Объем денежной массы находится под контролемцентрального банка, непосредственно воздействующего навеличину денежной базы, которая и является основным индикатором денежной политики и ее главным инструментом.Поскольку центральный банк может контролировать эти

величины, то он может контролировать и денежную массу (М).

7. Бюджетная политика не имеет особого значения. Помнению Фридмена, для того, чтобы бюджет играл роль регулятора, достаточно рассматривать только доходную часть бюджета, а не расходную. Уменьшение ВНП автоматически уменьшитналоги и толкнет бюджет в сторону дефицита. Рост ВНП автоматически действует в обратном направлении. В период спадаследует понижать налоги и увеличивать их в период подъема.Это способствует росту эффективности экономики в большейстепени, чем варьирование государственных расходов.

Решающее значение имеет кредитно-денежная политика,но и здесь возникают трудности: Фридмен показал, что в течение последних 75 лет в США изменения денежной массыпредшествовали поворотам в экономическом цикле. Среднеезапаздывание «пиков» и «ям» – 12 месяцев. Это ограничиваетвозможности проведения активной кредитно-денежной политики, поскольку границы надежных предсказаний конъюнктуры не превышают года.

8. Инфляция есть денежное явление в том смысле, чтоона может возникнуть только тогда, когда количество денеграстет быстрее, чем уровень производства. Рост государственных расходов не вызывает инфляции, если он не используетдополнительного выпуска денег.

9. Денежная политика важнее бюджетной. Но в силутого, что существует неожидаемая инфляция, действия, основанные на дискреционной денежной политике, трудно осуществимы и могут иметь своим последствием дестабилизирующий эффект. Поэтому лучше использовать простое правило ежегодного увеличения денежной массы постояннымтемпом, пропорциональным долговременному ежегодномутемпу экономического роста, независимо от состояния конъюнктуры и фазы рынка. Важнее контролировать количестводенег, чем норму процента и объем кредита.

Монетаристская концепция и монетаристские рецепты отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместес тем было бы неправильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к условиям рыночной экономики, они взаимодополняют друг друга, составляятеорию определения общего дохода. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от расходов, Фридмен – зависимость доходов от денег. Вместе с тем между подходами Кейнсаи Фридмена имеются немалые различия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: