Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям.
Термины и определения согласно ISO 9000.
Рис.1. Модель совершенствования качества.
Модель, представленная на рис. 1, показывает путь к совершенствованию качества,
для которого необходимы три основных компонента:
· результаты: демонстрируют способность предприятия удовлетворять запросы потребителя;
· процессы: инструменты для достижения результатов; процессы должны тщательно контролироваться, давая возможность руководству предприятия предвидеть результаты и предотвращать проблемы;
· система менеджмента качества: фундамент, на котором развиваются процессы, а, следовательно, и результаты; почва, на которой могут развиться условия для непрерывного улучшения продукции.
Построением системы качества чаще всего занимаются профессиональные организации, играющие роль советников по качеству.
Если система менеджмента качества предприятия обеспечивает удовлетворение требований потребителей, значит, эта компания надежна и потребитель может без сомнений выбирать ее продукцию.
|
|
Среди положительных результатов применения стандартов серии ISO 9000 можно отметить следующие:
1. наличие процедур, ранее не существовавших;
2. разработка единого языка общения в компании;
3. четкая последовательность в действиях;
4. компания становится домом для хороших идей;
5. универсальность системы менеджмента внутри компании;
6. наличие формализованных методик для коррекции процессов;
7. наличие показателей качества процессов для оперативного контроля;
8. уменьшение объема переделок продукции;
9. выявление недостатков и ошибок в проектах на ранней стадии;
10. улучшение взаимопонимания между отделами;
11. повышение мотивации персонала и развитие его активности.
Менеджмент качества подразумевает использование профессиональной терминологии. Термины и определения приводятся в соответствии c ISO 9000:2000 (ГОСТ P ISO 9000-2001). Рассмотрим некоторые из них.
Примечания:
1) термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или отличное;
2) термин «присущий», в отличие от термина «присвоенный», означает имеющийся в чем-то. Прежде всего, это относится к постоянным характеристикам.
Примечания:
1) характеристика может быть собственной или присвоенной; 2) характеристика может быть качественной или количественной,
3) существуют различные классы характеристик, такие, как:
· физические (например, механические, электрические, химические или биологические характеристики);
· органолептические (например, связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);
|
|
· этические (например, вежливость, честность, правдивость);
· временные (например, пунктуальность, безотказность, доступность);
· эргономические (например, физиологические характеристики или связанные с безопасностью человека);
· функциональные (например, максимальная скорость самолета).
Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Примечания:
1) «обычно предполагается» означает, что это общепринятая практика организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон; когда предполагаются рассматриваемые потребности или ожидания;
2) для обозначения конкретного вида требования могут применяться определяющие слова, например, требование к продукции, требование к системе качества, требование потребителя;
3) установленным является такое требование, которое определено, например, в документе;
4) требования могут выдвигаться различными заинтересованными сторонами.