Вопрос 2
В зависимости от соотношения между спросом и предложением различают 3 типа:
-трудодефицитная (недостаток труда)
-трудоизбыточная (предложение труда превышает спрос, безработица)
-равновесная (спрос=предложения)
Конъюнктура рынка зависит от состояния экономика (подъем, спад), ее отраслевой структуры, уровня развития технической базы, благосостояния населения, развития товарных рынков, состояние соц. и производственной инфраструктуры, степени развития интеграционных связей, а также не экономических факторов-демографических, социальных, этнических, политических.
Показатели конъюнктуры рынка труда:
1) безработица
2) средняя з\п (сумма всей начисленной з\п / кол-во работников)
3) демографическая (численность населения в трудоспособном возрасте - инвалиды, женщины в отпусках по уходу за ребенком и половозрастной состав)
Оценка объема и структуры занятости и кол-во раб.мест.
Факторы дифференциации оплаты труда
-неконкурирующие друг с другом проф.группы
-неденежные аспекты работы
- несовршенная конкуренция на рынке труда
Несовершенная конкуренция ограничивает мобильность работников по трем направления:
-географическое
-институциональное
-социальная
Спрос на труд это потребность в раб силе при соот. ставке з\п.
Величина спроса на труд-это кол-во услуг труда, которое может быть приобретено по данной ставке з\п в определенный период времени.
Спрос на труд явл-ся производным спросом от спроса на товары и услаги.
Ценой труда явл-ся з\п. На рынке труда совершенной конкуренции находится в обратной зависимости от ставки з\п.
Объяснения спроса на труд дают эффект масштаба и эффект замещения.
Эффект масштаба – изменение величины спроса на труд в следствии изменения величины з\п.
При росте з\п происходит рост издержек производства, повышение цены готового продукта и снижение спроса на него., следовательно предприниматель должен производить меньше, что приводит к высвобождения работников. И снижению величины спроса на труд. Действует и обратная зависимость.
Эффект замещения – при росте з\п работодатель автоматизирует производство и высвобождает работников, вследствие чего занятость еще больше уменьшается.
Детерминанты спросы на труд:
-спрос на продукты производства
-уровень технологии производства
-цена капитала (ставка процента)
Степень реакции величины спроса на труд на изменение з\п измеряется с помощью коэф. Ценовой эластичности спроса на труд. Она показывает на сколько % изменится величина спроса на труд при изменении з\п на 1 руб.
Ес=∆С /∆ Ц
Где ∆С-прирост или сокращение (-∆С) величины спроса на труд, %;
∆Ц –прирост или сокращение (-) цены труда,%.
На основе агрегирования индивидуальных кривых спроса на отдельные виды труда строятся кривые совокупного спроса на труд для условий рынка труда совершенной конкуренции.
Предложение труда - кол-во трудоспособных граждан желающих работать при действующих ставках з\п.
Величина предложения труда – кол-во услуг труда, которое может быть предложено на рынке труда по определенной ставке труда в опред. Период времени. На рынке труда совершенной конкуренции прямая зависимости от з\п.
Детерминанты предложения труда:
-численность экономически активной части населения;
-профессионально-квалифицированная структура населения
-средняя продолжительность рабочего времени
Выделяют 2 группы модели труда:
1) отражает зависимость трудовых рыночных отношений от типа конкуренции на рынке труда
2) национальные особенности рынка труда
1 группа:
-чистоконкурентный рынок труда
-модель монопсонии
-модели с учетом действия профсоюзов
-модель двусторонней монополии
Чистоконкурентный рынок труда:
-имеется большое число фирм, которые конкурирует друг с другом пр найме конкретного вида труда
-независимо друг от друга свой труд предлагают многочисленные работники, имеющие равную квалификацию.
- ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки з\п
При построении модели предполагается что с одной стороны для работников одинаковой квалификации наибольший спрос приходится на тех кто претендует на низкие ставки з\п.а наименьший на высокие ставки з\п.
С другой стороны наибольшее число работников одинаковой квалификации настроено на высокую з\п. И лишь небольшое число работников готово работать при низкой ставке з\п.