Лекция № 5 Память

По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд.

Вдохновение

Индивидуальность и Творческое Воображение

Неорганизованность Воображения

И.А.Гончаров

Произвольность Воображения

Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произвольность, т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации.

о своих творческих процессах сообщил следующее. «У меня есть один образ и вместе с тем главный образ, он-то " ведет меня вперед, а по дороге я нечаянно захватываю, что попадается под руку, то есть что близко относится к нему. Тогда я работаю быстро, живо, рука едва поспевает писать...».

Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направление, задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы.

1. Определяется областью их профессиональной деятельности;

2. Доминирующими потребностями.

3. Преобладающий тип представлений, которыми по преимуществу оперирует человек (зрительные, двигательные, слуховые и т.д.).

4. Устойчивость данного процесса. Творчество — не сплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады.

Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения.

У разных людей состояние вдохновения имеет разную про­должительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы.

Память включает ряд процессов:

1. Запечатление (запоминание);

2. Узнавание или воспроизведение.

В процессе своей деятельности человек многое запоминает непроизвольно. НО!

По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она совершается, приходится, не полагаясь на случайную удачу непроизвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы:

1. Непроизвольный процесс запоминания, совершающегося первоначально в составе какой-либо практической деятельности как ее предпосылка или компонент,

2. Сознательное запоминание, преднамеренный акт. Запоминание превращается затем — по мере того как с ростом культуры и накоплением знаний объем материала, которым в своей деятельности должен располагать человек, все возрастает

3. Особая специально организованная деятельность заучивания (систематически организованное заучивание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: