Обеспечение ресурсами

Обеспечение ресурсами

Ресурсы — это все, что может быть использовано предприятием для достижения своих целей, удовлетворения собственных потребностей, а также потребностей внешних заинтересованных сторон.

В Интернете подробно описываются виды и структура ресурсов предприятия. У каждого предприятия есть материальные и нематериальные ресурсы.

Материальные ресурсы – это финансовые ресурсы (денежные средства, запасы, дебиторская задолженность, кредиты, инвестиции, ценные бумаги и т.п.) и производственные ресурсы (материалы, трудовые ресурсы, внутрипроизводственные работы и услуги, готовая продукция и т.д.)

Нематериальные ресурсы – это, к примеру, наличие и стоимость брэнда, Goodwill = деловая репутация и т.п.

Стандарты серии ISO 9000 предлагают рассмотреть вопрос ресурсов немного в другой плоскости.

Для результативного управления предприятием стандарт ISO 9001 требует управлять следующими видами ресурсов:

· Персонал

· Инфраструктура

· Производственная среда (физические факторы, влияющие на продукцию, и психологические факторы, влияющие на персонал в процессе изготовления продукции).

Для эффективного управления предприятием стандарт ISO 9004 рекомендует управлять дополнительно ещё следующими видами ресурсов:

· Финансовые ресурсы

· Поставщики и партнеры

· Знания

· Природные ресурсы

Ещё важное уточнение. Стандарты серии ISO 9000 вместо понятия "управление = control" применяют понятие "менеджмент = management), т.е. такое управление, которое приводит к улучшению ресурса. Например, менеджмент персонала означает не просто "приём – работа – увольнение" работников, а более сложный механизм, например: "приём – обучение – повышение требований – дальнейшее обучение". Это же касается всех других видов ресурсов.

Ответственность за обеспечение предприятия ресурсами несёт руководство предприятия.

Пункт 6.1, как и другие "первые" пункты каждого раздела Стандарта, предваряют то, о чём будет сказано в остальных пунктах этого раздела.

ГОСТ Р ИСО 9001-2008:

"Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые:

· для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;

· для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. "

Имеются в виду все виды ресурсов - человеческие, инфраструктура, произ­водственная среда, финансовые средства.

Наибольшее внимание стандарт ISO 9001:2008 уделяет человеческим ресурсам, поскольку компетентность и отношение к труду персонала в основном и определя­ют качество продукции.

Управление персоналом преимущественно основано на следующих технологиях:

1. распределение ответственности и полномочий;

2. управление квалификацией;

3. управление мотивацией.

Наибольшую сложность для многих организаций представляет именно управление квалификацией персонала.

В соответствии с данным стандартом организация должна:

· определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;

· обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;

· оценивать результативность принятых мер;

· обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важнос­ти его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;

· поддерживать в рабочем состоянии соответствующе записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала.

В организации должны быть установлены критерии компетентности персона­ла, осуществляющего различные виды деятельности, влияющие на качество про­дукции: необходимое образование, квалификация, наличие специальных допус­ков, сертификатов, лицензий, специальной подготовки, разряды рабочих.

Оценка компетентности персонала может осуществляться при приеме персона­ла на работу и при периодической оценке компетентности. Последнее может про­изводиться либо для подтверждения квалификации, либо для ее повышения путем аттестации, сертификации персонала, квалификационных экзаменов и т. д.

Существенную помощь в решении этой задачи может оказать табличное представление «Квалификационной матрицы» и матрицы «Знания и навыки, требуемые исходя из роли в процессах».

B квалификационной матрице проводится оценка по сле­дующим категориям (как правило - строки «Квалификационной матрицы»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: