Обеспечение ресурсами
Ресурсы — это все, что может быть использовано предприятием для достижения своих целей, удовлетворения собственных потребностей, а также потребностей внешних заинтересованных сторон.
В Интернете подробно описываются виды и структура ресурсов предприятия. У каждого предприятия есть материальные и нематериальные ресурсы.
Материальные ресурсы – это финансовые ресурсы (денежные средства, запасы, дебиторская задолженность, кредиты, инвестиции, ценные бумаги и т.п.) и производственные ресурсы (материалы, трудовые ресурсы, внутрипроизводственные работы и услуги, готовая продукция и т.д.)
Нематериальные ресурсы – это, к примеру, наличие и стоимость брэнда, Goodwill = деловая репутация и т.п.
Стандарты серии ISO 9000 предлагают рассмотреть вопрос ресурсов немного в другой плоскости.
Для результативного управления предприятием стандарт ISO 9001 требует управлять следующими видами ресурсов:
· Персонал
· Инфраструктура
· Производственная среда (физические факторы, влияющие на продукцию, и психологические факторы, влияющие на персонал в процессе изготовления продукции).
|
|
Для эффективного управления предприятием стандарт ISO 9004 рекомендует управлять дополнительно ещё следующими видами ресурсов:
· Финансовые ресурсы
· Поставщики и партнеры
· Знания
· Природные ресурсы
Ещё важное уточнение. Стандарты серии ISO 9000 вместо понятия "управление = control" применяют понятие "менеджмент = management), т.е. такое управление, которое приводит к улучшению ресурса. Например, менеджмент персонала означает не просто "приём – работа – увольнение" работников, а более сложный механизм, например: "приём – обучение – повышение требований – дальнейшее обучение". Это же касается всех других видов ресурсов.
Ответственность за обеспечение предприятия ресурсами несёт руководство предприятия.
Пункт 6.1, как и другие "первые" пункты каждого раздела Стандарта, предваряют то, о чём будет сказано в остальных пунктах этого раздела.
ГОСТ Р ИСО 9001-2008:
"Организация должна определить и обеспечивать ресурсы, требуемые:
· для внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, а также постоянного повышения ее результативности;
· для повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. "
Имеются в виду все виды ресурсов - человеческие, инфраструктура, производственная среда, финансовые средства.
Наибольшее внимание стандарт ISO 9001:2008 уделяет человеческим ресурсам, поскольку компетентность и отношение к труду персонала в основном и определяют качество продукции.
|
|
Управление персоналом преимущественно основано на следующих технологиях:
1. распределение ответственности и полномочий;
2. управление квалификацией;
3. управление мотивацией.
Наибольшую сложность для многих организаций представляет именно управление квалификацией персонала.
В соответствии с данным стандартом организация должна:
· определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции;
· обеспечивать подготовку или предпринимать другие действия с целью удовлетворения этих потребностей;
· оценивать результативность принятых мер;
· обеспечивать осведомленность своего персонала об актуальности и важности его деятельности и вкладе в достижение целей в области качества;
· поддерживать в рабочем состоянии соответствующе записи об образовании, подготовке, навыках и опыте персонала.
В организации должны быть установлены критерии компетентности персонала, осуществляющего различные виды деятельности, влияющие на качество продукции: необходимое образование, квалификация, наличие специальных допусков, сертификатов, лицензий, специальной подготовки, разряды рабочих.
Оценка компетентности персонала может осуществляться при приеме персонала на работу и при периодической оценке компетентности. Последнее может производиться либо для подтверждения квалификации, либо для ее повышения путем аттестации, сертификации персонала, квалификационных экзаменов и т. д.
Существенную помощь в решении этой задачи может оказать табличное представление «Квалификационной матрицы» и матрицы «Знания и навыки, требуемые исходя из роли в процессах».
B квалификационной матрице проводится оценка по следующим категориям (как правило - строки «Квалификационной матрицы»).