Рынок денег

Согласно количественной теории денег спрос на них определяется формулой , где – национальный продукт (все готовые товары и услуги, произведенные в экономической системе); – уровень цен (среднее взвешенное значение цен готовых товаров и услуг, выраженное относи­тельно базового показателя, принятого за единицу); – некоторая постоянная.

Существуют два варианта количественной теории денег. Один из них исходит из уравнения об­мена Фишера , где – скорость обращения денег (сколько раз каждый рубль, доллар и т.д. участвуют в расчетах в среднем за год), а – требуемое количество денег для обслуживания расчетов, т.е. спрос на деньги выражается формулой .Таким образом, константа

Из этого уравнения следует, что при прочих равных условиях:

ü чем больше товаров и услуг, тем больше надо денег;

ü чем выше цены, тем больше надо денег;

ü чем быстрее обращаются деньги, тем их надо меньше.

Что касается предложения денег, то считается, что оно жестко регулируется государством, ко­торое определяет его, исходя часто извне экономических требований. Обозначим его .

Равновесие на денежном рынке определяется равенством . Один из постулатов клас­сической денежной теории гласит, что денежный рынок всегда находится в равновесии, что денег всегда ровно столько, сколько экономике надо. Из этого вытекают, например, следующие выводы:

Ø печатая деньги, правительство способствует повышению цен (ибо величины и гораздо бо­лее инерционны, чем цены);

Ø принимая меры по убыстрению обращения денег, правительство способствует снижению цен (через увеличение скорости оборота, что не дает уменьшиться рентабельности).

Конечно, выше сформулированный постулат действует в определенных пределах – денег (бу­мажек, монет) всё же должно быть физиче­ски достаточно много.

В другом варианте количественной теории денег, связанной с именем А. Маршалла и Кем­бриджской школой, вместо скорости обращения денег используется другое понятие – предпоч­тение ликвидности. В этом варианте константа есть доля собственно денег как наи­более лик­видных финансовых активов, которые население предпочи­тает иметь (в роли других финансовых активов выступают чеки, ак­кредитивы, вклады в банках и т.д.). Эта доля определяется удобствами иметь именно деньги для расплаты за покупки, услуги и т.п. С другой стороны, деньги не прино­сят дополнительного дохода, как другие финансовые активы (акции, облигации, вклады в банках и т.д.).

Изменяя норму процента, правительство (центральный банк) может действовать на величину таким образом, что с увеличением нормы процента уменьшается ,и наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: