Согласно количественной теории денег спрос на них определяется формулой , где – национальный продукт (все готовые товары и услуги, произведенные в экономической системе); – уровень цен (среднее взвешенное значение цен готовых товаров и услуг, выраженное относительно базового показателя, принятого за единицу); – некоторая постоянная.
Существуют два варианта количественной теории денег. Один из них исходит из уравнения обмена Фишера , где – скорость обращения денег (сколько раз каждый рубль, доллар и т.д. участвуют в расчетах в среднем за год), а – требуемое количество денег для обслуживания расчетов, т.е. спрос на деньги выражается формулой .Таким образом, константа
Из этого уравнения следует, что при прочих равных условиях:
ü чем больше товаров и услуг, тем больше надо денег;
ü чем выше цены, тем больше надо денег;
ü чем быстрее обращаются деньги, тем их надо меньше.
Что касается предложения денег, то считается, что оно жестко регулируется государством, которое определяет его, исходя часто извне экономических требований. Обозначим его .
|
|
Равновесие на денежном рынке определяется равенством . Один из постулатов классической денежной теории гласит, что денежный рынок всегда находится в равновесии, что денег всегда ровно столько, сколько экономике надо. Из этого вытекают, например, следующие выводы:
Ø печатая деньги, правительство способствует повышению цен (ибо величины и гораздо более инерционны, чем цены);
Ø принимая меры по убыстрению обращения денег, правительство способствует снижению цен (через увеличение скорости оборота, что не дает уменьшиться рентабельности).
Конечно, выше сформулированный постулат действует в определенных пределах – денег (бумажек, монет) всё же должно быть физически достаточно много.
В другом варианте количественной теории денег, связанной с именем А. Маршалла и Кембриджской школой, вместо скорости обращения денег используется другое понятие – предпочтение ликвидности. В этом варианте константа есть доля собственно денег как наиболее ликвидных финансовых активов, которые население предпочитает иметь (в роли других финансовых активов выступают чеки, аккредитивы, вклады в банках и т.д.). Эта доля определяется удобствами иметь именно деньги для расплаты за покупки, услуги и т.п. С другой стороны, деньги не приносят дополнительного дохода, как другие финансовые активы (акции, облигации, вклады в банках и т.д.).
Изменяя норму процента, правительство (центральный банк) может действовать на величину таким образом, что с увеличением нормы процента уменьшается ,и наоборот.
|
|