Перевозка грузов несколькими видами транспорта. Понятие смешанного сообщения

[17, с 68-71], [1, с. 70-73], [19, с. 169]

Прямая доставка грузов – доставка грузов без перегрузки от пункта отправления до пункта назначения одним типом подвижного состава (ДСТУ 2609 – 94, Вантажні автомобільні перевезення. Терміни та визначення).

При смешанных перевозках доставка груза осуществляется по следовательно несколькими видами транспорта с передачей груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой.

Смешанным сообщением называется такой вид перевозки, когда для обеспечения процесса транспортировки требуется более одного вида транспорта. (еще вернемся к этому понятию).

В современных условиях большинство грузовых перевозок осуществляется с участием двух и более видов транспорта, т. е. являются смешанными перевозками. Так, железнодорожный транспорт при взаимодействии с автомобильным перевозит примерно 35% всех грузов. 80% грузовых потоков железнодорожного транспорта зарождается и погашается на подъездных путях предприятий, т. е. на промышленном транспорте. Морской транспорт выполняет свыше 90% перевозок при участии железнодорожного в смешанном железнодорожно-морском сообщении и в смешанном сообщении с участием речного транспорта. Внутренний водный транспорт также почти 90% всего объема перевозок выполняет с участием других видов транспорта (железнодорожного, автомобильного и морского) и только 10—15% между пунктами отправления и назначения, расположенными на речных путях.

Причиной столь широкого развития смешанных сообщений является прежде всего то, что из всех универсальных видов транспорта только автомобильный может выполнять перевозки «от двери до двери». Железнодорожный и водный транспорт имеют эту возможность лишь при наличии соответственно подъездных железнодорожных путей и причалов у каждого клиента. В основном же железнодорожный и водный транспорт выполняют перевозки как магистральные виды транспорта, а смежные виды транспорта участвуют в перевозке как подвозящие к магистральному транспорту или вывозящие от него.

Вторая причина – глобализация экономики и развитие международных перевозок грузов (не целесообразно использовать прямое сообщение автомобильным транспортом)

Сложность организации смешанного сообщения заключается в том, что такая схема перевозки требует слаженности и синхронности действий видов транспорта, имеющих разную технологию транспортировки и погрузки-выгрузки, неодинаковые документы, и пр.

Смешанные перевозки имеют одну общую технологическую основу в виде технологических схем доставки (будь то грузы или пассажиры) (привести рисунки 2.7 и 2.8 с [1, c. 71 - 72]).

Рис. 2. Технологическая схема перевозки грузов несколькими видами транспорта

Рис. 3. Технологическая схема передвижения пассажиров несколькими видами транспорта

В свою очередь, составляющие звенья конкретной доставки грузов или пассажиров в смешанном сообщении характеризуются определенными технологиями. Например, при транспортировке груза в смешанном сообщении организация погрузочно-разгрузочных работ при перевалке с одного вида транспорта на другой возможна по двум схемам:

1) перегрузочный вариант – с выгрузкой из подвижного состава для длительного или краткосрочного хранения груза на складах узла перевалки с последующей погрузкой на другой вид транспорта для дальнейшей транспортировки;

2) прямой вариант – с перегрузкой непосредственно с одного транспортного средства на другое.

Организация работы пунктов перевалки грузов с одного вида транс порта на другой осуществляется с соблюдением Единых технологических процессов работы различных видов транспорта (будут рассмотрены в следующих лекциях).

Несмотря на достаточно широкое развитие смешанных перевозок, в транспортной системе только относительно небольшая их часть учитывается статистикой как фактически смешанные и именуется «прямыми смешанными перевозками». Прямые смешанные перевозки оформляются одним перевозочным документом накладной на весь путь следования.

Под прямым смешанным сообщением понимается перевозка грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по одному перевозочному документу ( например, при прямом железнодорожно-автомобильном сообщении оформляется только железнодорожная накладная).

Прямое смешанное сообщение более удобно для грузоотправителей, поскольку при осуществлении такого вида транспортировки грузоотправитель или грузополучатель освобождается от обязанности передавать груз с одного вида транспорта на другой и оформлять связанные с этим документы. Это, в свою очередь, влечет за собой возникновение дополнительных транспортно-правовых вопросов, связанных с особенностями организации таких перевозок и регулирования взаимоотношений различных видов транспорта, участвующих в определенной перевозке. Поэтому между различными транспортными организациями заключаются соглашения, в которых оговариваются права и обязанности сторон по организации и проведению работ, связанных с перевозкой грузов в прямом смешанном сообщении.

Официально в прямое смешанное сообщение входят следующие виды транспортных предприятий и организаций, установленные соответствующими государственными органами исполнительной власти:

− железнодорожные станции, открытые для проведения операций по перевозкам грузов;

− морские и речные порты;

− автомобильные станции;

− аэропорты.

Перечень железнодорожных и автомобильных станций, портов, аэропортов содержится в сборниках правил перевозок и тарифов.

Условия работы железнодорожных станций, портов и иных участвующих в прямом смешанном сообщении организаций определяются соответствующими узловыми соглашениями, заключаемыми сроком на 5 лет. В узловом соглашении содержатся условия и определен технический порядок согласованной эксплуатационной работы при перевалке груза с одного вида транспорта на другой. Заключение узлового соглашения не освобождает стороны от необходимости заключать договоры на эксплуатацию железнодорожных путей не общего пользования и договоры на подачу и уборку подвижного состава.

Основными нормативными актами, регулирующими перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, являются: Устав железнодорожного транспорта, Устав автомобильного транспорта, Устав внутреннего водного транспорта, Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс.

Федеральный закон о прямых смешанных (комбинированных) перевозках – нужно посмотреть,

Для того, чтобы уяснить различия между обычным и прямым смешанным сообщением рассмотрим схемы организации перевозок грузов при этих видах сообщения.

При обычном смешанном сообщении схема организации перевозки груза последовательная (рис. 4)

Рис. 4. Схема организации перевозки груза при обычном смешанном сообщении

При прямом смешанном сообщении договор перевозки в прямом смешанном сообщении заключает первый перевозчик, который выступает от имени грузоотправителя перед остальными перевозчиками (рис.5). С первым перевозчиком заключается договор транспортного экспедирования.

Перевозочный документ при прямом смешанном сообщении составляют с одной копией при однократной и двумя копиями при двукратной передаче груза с одного вида транспорта на другой. Подлинная дорожная ведомость сопровождает груз до пункта назначения, а копии (одна или две) остаются в пунктах перевалки у сдающей стороны.

Рис. 5. Схема организации перевозки груза при прямом смешанном сообщении

Как видим, представлена принципиально иная схема в плане организации информационных и финансовых потоков. Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса создает принципиальную возможность планировать сквозной материальный поток, добиваться заданных параметров на выходе.

В заключение рассмотрения этого вопроса проведем сравнительную характеристику разных видов смешанных перевозок (табл. 3)

Таблица 3 – Сравнительная характеристика разных видов смешанного сообщения

Вид Обычные смешанные Прямое смешанное Интермодальные
По числу видов транспорта 2 и более - -
По числу транспортных документов несколько единый -
Наличие единого оператора нет есть Есть
Организационная схема последовательная Последовательно-централизованая -
Тарифная ставка Не единая единая единая
Сохранность груза низкая средняя высокая
Ответственность за груз низкая высокая высокая
Результат Низкая вероятность выполнения «шести» правил логистики* средний Высокий

· нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества, с минимальными затратами

А теперь рассмотрим, каким образом осуществляется взаимодействие при смешанных перевозках грузов. Однако для того, чтобы определится с предметом дисциплины «Взаимодействия видов транспорта» (то есть с тем, что же необходимо изучать) прежде вернемся к понятию смешанного сообщения.

Вспомним, что смешанным сообщением называется такой вид перевозки, когда для обеспечения процесса транспортировки требуется более одного вида транспорта.

- виды транспорта, что это такое? Обычно мы понимаем: автомобильный, железнодорожный и др. И в этом понимании не возникает никаких вопросов с пониманием термина. И всегда смешанные перевозки выполняются с перевалкой с одного вида транспорта на другой по схеме, изображенной на рис. 2.

- но есть и множество других классификаций, например, транспорт общего пользования и не общего пользования (ведомственный). Вот, к примеру, такое определение железнодорожному транспорту дают Яцковский и Зеркалов [16, с. 471]: залізничний транспорт – виробничо-технологічний комплекс організацій і підприємств залізничного транспорту загального користування, призначений для забезпечення потреб суспільного виробництва і населення країни … Ключевым в этом понятии есть словосочетание «транспорт общего пользования». Но на крупных предприятиях есть свои подъездные пути и свой железнодорожный транспорт, который есть ведомственным (промышленным). Тогда возникает вопрос, есть ли перевозка по схеме ведомственный железнодорожный транспорт – железнодорожный транспорт общего пользования смешанной перевозкой? Судя по определению – да;

- разновидностью смешанных перевозок есть юнимодальные перевозки, когда перевозка выполняется одним видом транспорта с перевалкой с одного транспортного средства на другое. При этом транспортировку могут выполнять как один перевозчик, так и несколько (например, автопарки на периферии города). Поскольку понятие «смешанные перевозки» есть родовым по отношению к «юнимодальной перевозке», то в понятии «смешанные перевозки» должен быть отражен аспект юнимодальной перевозки. Например, под смешанным сообщением следует понимать такой вид перевозки, когда в процессе транспортировки требуется хотя бы одна перевалка груза с одного транспортного средства на другое (в противоположность понятию прямое сообщение);

- разновидностью смешанных перевозок есть перевозки по технологии «река-море» (будем рассматривать в следующих лекциях как одну из разновидностей бесперевалочных технологий). По этой технологии перевозка грузов осуществляется на специальных судах, предназначенных для плавания и в морском, и в речном сообщении. То есть, перевалки с груза с одного транспортного средства на другое нет. Как это учесть в понятии «смешанное сообщение»? Представляется, что под смешанным сообщением следует понимать и такой вид перевозки (форму организации перевозки), когда в процессе транспортировки используется одно транспортное средство, движение которого осуществляется более чем по одному пути сообщения.

Змістовний модуль «Заходи узгодження потужностей транспорту».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: