double arrow

Лекция 9. Метод социальных биографий

I. Биографические данные — это основной источник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности. Значимые соци­альные связи и мотивы действий получают здесь убедительное освещение «с точки зрения деятеля». Чаще всего источником биографических данных ста­новятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материа­лы интервью и бесед.

Обыч­но основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни — карьере, межличностным отношениям и т. п. Некоторые авторы даже предлага­ют взамен широко употребляемых терминов «биографический метод» или «ис­тория жизни» использовать термин «история отдельного случая», подчеркивающий избирательный, селективный характер жизне­описания.

Впервые биографический метод был применен в 1918-1920 гг. американским социологом В. Томасом и его польским коллегой Ф. Знанецки при изучении жизни польских крестьян в Европе и Америке. При проведении исследований использовались глубинные интервью, контент-анализ газетных и архивных материалов, более 500 личных писем.

Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда — группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к опи­санию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п. В центре внимания социолога здесь оказывается документальное, или устное, описание событий с точки зрения самого «случая», т. е. те сведения, которые в медицине называют субъективным анамнезом.

Любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни может рассматриваться в качестве биографического материала. При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоваться и вторичные источники — мемуары других лиц, письма, официальные документы и т. п.

Важно, однако, различать биографические (автобиографические) истории и так называемые устные истории. «Устная история» — это фактуально точное вос­создание определенных исторических событий. В ее фокусе — не субъектив­ный опыт деятеля, а историческое знание о событиях, процессах, движущих силах и причинах. Устные истории, рассказанные участниками событий, исполь­зуются для накопления такого исторического и фактического знания.

В социологии принято различать три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные.

Полная «история жизни» в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъек­та — от колыбели до могилы (что само по себе не требует большого объема и степени детализации).

Тематическая «история жизни» отличается от полной тем, что она относится преимущественно к одной стороне или фазе жизненного цикла субъекта.

Отредактированная «история жизни» может, вообще говоря, быть и полной, и тематической. Ее основная особенность — ведущая роль социолога-интерпретатора, явно организующего биографический материал в соответствии с тео­ретической логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего ис­ходный рассказ (или рассказы) субъектов для того, чтобы ответить на постав­ленные в исследовании вопросы.

Основными источниками биографических данных, как уже говорилось, служат, помимо опросов и интервью, публичные и частные архивные материалы. Интервью, опросники и дословные записи устных сообщений неизменно игра­ют ведущую роль в получении значимых для социологии «историй жизни».

Опросник, или «биографический путеводитель», используемый при интервьюировании, позволяет субъекту упо­рядочить свой рассказ и уделить достаточное внимание всем фазам жизненного цикла (детство, юность и т. п.) и всем сферам жизненного опыта (семья, карье­ра и т. п.), которые значимы для него и (или) интересуют социолога.

К частным архивным материалам, используемым при изучении «истории жизни», относятся преимущественно личные записи и документы. Основной тип ча­стного документа — это автобиография. (К автобиографиям относятся и те де­тальные жизнеописания, которые создаются по просьбе исследователя.) Существуют заметные различия между автобиографией, написанной в расчете на дальнейшую публикацию, и автобиографией, обращенной лишь к узкому кругу близких. Если в первом случае преимуществом является большая фактическая достоверность и «читабельность» изложения, то во втором обычно имеет место высокая степень раскрытия личного отношения к пережитому, особое стремле­ние мотивировать совершенные выборы и поступки.

Также к частной архивной документации относятся дневники, частные записи, мемуары, личные письма, записи разговоров и т. п. Дневник и мемуарные за­писки иногда трудно различимы: можно считать, что мемуары в целом отлича­ет более безличный стиль изложения и необязательность линейного и упорядо­ченного описания сменяющих друг друга во времени событий.

Биографический метод относится к наиболее перспективным методам прикладных исследований в социальной работе, так как демонстрирует субъективную позицию человека, его принципы и убеждения, его взгляды на мир. Особое значение этот метод приобретает в переходные периоды развития общества, так как позволяет изучить социальные процессы через биографию отдельного человека, его рассказ о событии или деятельности.

II. Биогра­фическое исследование должно осуществляться на основе освоения методик, позволяющих более целостно подходить к пониманию инди­видуальной жизни, овладению алгоритмами биографического познания. В качестве модели Соловьевым Г. Е. предложен следующий алгоритм, состоя­щий из трех этапов.

На первом этапе сбора и обработки данных необходимо собрать как можно больше информации о человеке, сведений о его жизни, со­бытиях и ситуациях. Исследователь должен акцентировать внимание не только на сборе информации, но и на проверке их истинности и дос­товерности. Одним из основных инструментов сбора информации является биографическое полуструктурированное интервью, состоящее из нескольких тематических блоков, охватывающих разные стороны или периоды жизни человека.

Далее следует предварительный анализ данных, которые были полу­чены исследователем. На основе полученных данных формируется мо­дель, объясняющая закономерности развития личности, включающая в себя закономерности, тенденции и пути развития личности.

На третьем этапе осуществляется системное описание событий, си­туаций и факторов развития и их объединение в единую связную систе­му. На основе полученных данных и описаний необходимо доказать пра­вомерность или неправомерность общей гипотезы, адекватность или неадекватность принятия теоретических оснований и в целом возмож­ность объяснения изучаемой личности.

Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания «историй жизни»:

«Шаг 1: Отберите исследовательские проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.

Шаг 2: Отберите субъекта или субъектов и определите, в какой форме будут собраны биографические данные.

Шаг 3: Опишите объективные события и переживания из жизни субъекта, име­ющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив (триангуляция) таким об­разом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали оче­видны.

Шаг 4: Получите от субъекта его интерпретации этих событий, следуя есте­ственному, или хронологическому, порядку.

Шаг 5: Проанализируйте все утверждения и сообщения с точки зрения их внут­ренней и внешней валидности. (Проверьте достоверность источников).

Шаг 6: Примите окончательное решение о достоверности вышеупомянутых источ­ников и установите приоритетные источники для последующей проверки гипотез.

Шаг 7: Начните проверку предварительно сформулированных гипотез, поиск опровергающих примеров. Продолжайте модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.

Шаг 8: Составьте черновой набросок всей истории жизни и ознакомьте с ним исследуемых, чтобы узнать их реакцию.

Шаг 9: Переработайте исследовательский отчет, изложив события в их есте­ственной последовательности и учтя замечания исследуемых субъектов. Представьте в отчете те гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключении остановитесь на теоретической значимости ваших выводов и перспективах дальнейшего исследования».

Предложенные схемы могут служить ориентирами в работе с биографическими данными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: