Система финансирования работ (услуг) в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Характеристика современного жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации
Жилищная и коммунальная сфера сегодня – это многоотраслевой комплекс, в котором пересекаются все социально-экономические, организационно-технические вопросы, связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием потребителей, включая население.
Как единый объект управления жилищно-коммунальное хозяйство не существует ни на федеральном, ни на региональном уровнях власти: жилищно-коммунальное хозяйство относится к компетенции органов местного самоуправления. В различных регионах России сегодня работает около 50 тыс. малых, многоотраслевых унитарных и акционерных предприятий, которые осуществляют коммунальное обслуживание городов и поселений, занимаясь решением широкого круга вопросов, начиная от ремонта жилья, дорог, обеспечения бесперебойной работы систем водо-, тепло- и электроснабжения и кончая оказанием банно-прачечных и ритуальных услуг населению. На этих предприятиях трудится более 4,2 млн человек, что составляет 5,9% от общей численности населения, занятого в экономике страны.
Объем производимых работ (услуг) в ЖКХ из года в год увеличивается. Удельный вес жилищно-коммунального хозяйства в валовом внутреннем продукте составляет 7,6%. Увеличение объемов производства услуг связано не только с передачей объектов ЖКХ от ведомств (в муниципальную собственность. Свое влияние на рост объемов производства оказывает увеличение цен и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства как из-за роста стоимости энергоресурсов, инфляции, так и увеличения потерь в сетях при эксплуатации изношенного и неэффективного оборудования.
С началом приватизации в России появился рынок жилья, изменился и характер собственности в жилищной сфере. Формирование рынка жилья стало одним из самых важных социально-экономических изменений, произошедших в России после 1991 г.
Массовая бесплатная приватизация квартир населением создала базу рыночного предложения и спроса, прошла стадию либерализации цен на рынке сделок с недвижимостью и обеспечила создание начальной нормативной базы, регулирующей обращение этого специфического товара, формирование рыночной инфраструктуры в сфере недвижимости. Таким образом, жилищный рынок в настоящее время подошел к моменту перехода от количественных показателей к качественным.
В условиях рынка в жилищной сфере формируются новые договорные отношения, создаются альтернативные структуры по управлению жильем, вводится независимая экспертиза тарифов на стадии их утверждения, устанавливаются приборы учета энергоресурсов, модернизируются источники теплоснабжения. К сожалению, внедрение отдельных элементов рыночных отношений в жилищной сфере происходит медленно и в объемах, недостаточных для создания комфортных условий проживания в существующем жилищном фонде.
Наряду с положительными тенденциями можно наблюдать и кризис коммунальной инфраструктуры городов и населенных пунктов. Особенно ярко это проявляется в период зимней эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Сегодня основные фонды жилищно-коммунального хозяйства характеризуют следующие показатели: износ объектов коммунального хозяйства составляет около 70%; форма собственности – муниципальная; применяемые технологии – неэффективны и энергозатратны (потери составляют до 40–60%). В результате – низкий уровень среды обитания, низкое качество воды, сверхнормативное загрязнение окружающей среды и, как следствие, – нарушенная экология и сокращение продолжительности жизни населения.
Для изменения сложившейся ситуации необходимы:
· модернизация объектов и систем водоснабжения и водоотведения с применением современных технологий очистки и обеззараживания воды;
· реконструкция объектов (67 тыс. тепловых источников) и систем (350 тыс. км) теплоснабжения путем ликвидации неэффективных котельных, строительства модульных и крышных котельных, применения современных материалов при прокладке трубопроводов, а также переход на поквартирное отопление с использованием теплогенераторов;
· техническое перевооружение городских систем электроснабжения трансформаторных подстанций, линий электропередачи.
Основные характеристики жилищного фонда: форма собственности – смешанная, в основном – муниципальная и частная (приватизированное жилье); износ – более 53%. Из 2,8 млрд м2 жилья около 300 млн м2 – ветхое и аварийное (в т. ч. многоквартирное – 90 млн м2). Ежегодный прирост аварийного ветхого жилья составляет 10–15%.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо:
· провести реконструкцию более 250 млн м2 жилищного фонда крупнопанельного домостроения и ликвидировать примерно 90 млн м2 ветхого и аварийного жилищного фонда;
· перевести на нормальный режим капитальный ремонт жилищного фонда, допускающий уровень недоремонта 6–8% в год и предусматривающий установку в домах приборов учета и регулирования потребляемых энергоресурсов.
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства поставляют свои услуги трем обособленным группам потребителей: населению (50%), бюджетно-зависимым (30%) и промышленным и другим потребителям (20%).
Цена услуг для каждой группы установлена своя: для населения – ниже себестоимости, для бюджетно-зависимых потребителей – по себестоимости, для промышленных потребителей – в несколько раз выше себестоимости.
Для населения разница между установленным тарифом и себестоимостью должна дотироваться из бюджета. Кроме того, граждане пользуются льготами и субсидиями по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые тоже должны покрываться производителю услуг из бюджета. На практике бюджетная составляющая, по данным статистической отчетности за 2002 г., покрывает 60–70% потребности в бюджетном финансировании.
Промышленные предприятия также имеют задолженность за потребляемые услуги. Затраты по экономически обоснованному тарифу:
· по коммунальным предприятиям (за коммунальные услуги) – оплачиваются на 81%:
· по ремонтно-эксплуатационным предприятиям (в жилищной сфере) – оплачиваются на 90%:
Сложившееся положение дел в отрасли обусловлено:
1. неэффективностью принятых ранее архитектурно-планировочных, проектных, строительных и технических решений в жилищной сфере;
2. огромными социальными обязательствами государства перед населением по оплате жилищно-коммунальных услуг (48,0 млн. человек, пользующихся льготами);
3. недофинансированием эксплуатационных расходов и средств на модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства как в эпоху централизованной системы управления отраслью (плановая экономика, экономика как в дотационных отраслях), так и из-за низкой платежеспособности населения и недостаточной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
4. сложившейся неэффективной системой управления (тенденциями, имуществом и финансами) в этом секторе экономики, которая не позволяет вывести жилищно-коммунальное хозяйство из кризисного состояния.
В настоящее время нет системы управления и необходимых источников финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, т. е. основы для устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения городов и поселений. Одновременно стоит вопрос о необходимости модернизации (реконструкции) большей части объектов жилья и коммунальной инфраструктуры городов на сумму порядка 4,5 – 5,0 трлн руб.
Изменить исторически сложившуюся ситуацию в этом секторе экономики без участия (законодательного, нормативно-технического и финансового) государства невозможно.
Основные причины, препятствующие реализации намеченных мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства:
· проблема реформирования жилищно-коммунального хозяйства является проблемой политической, а не экономической;
· документы по реформе жилищно-коммунального хозяйства для органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления носят не обязательный, а рекомендательный характер;
· на отрасль, традиционно финансируемую по остаточному принципу, отрицательно сказывается неурегулированность межбюджетных отношений;
· на муниципальном и субфедеральном уровнях отсутствует понимание в необходимости жесткого регулирования деятельности локальных монополий и создания эффективного управления городским хозяйством в целом; как следствие, процветает произвол предприятий ЖКХ в части неэффективного использования средств, ценообразования, качества предоставления услуг и т. п.;
· имеет место психология иждивенчества граждан.
Кроме того, на федеральном уровне законодательно трижды изменялись сроки завершения намеченных преобразований: сначала – 1998 г., потом – 2003 г., затем – 2010 г. В результате законодатели на уровне субъекта Федерации и местного самоуправления блокируют решения исполнительной ветви власти по реформированию. Если не будут приняты консолидированные политические решения, эта проблема перейдет в разряд экономической.
Для решения проблем обеспечения устойчивого функционирования жилищно-коммунального хозяйства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания на вполне определенный период времени необходимо сформировать систему управления отраслью, предусматривающую разграничение полномочий и ответственности между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти со сроками реализации антикризисных мер, подкрепленных финансовыми ресурсами.
1.Какие отрасли входят в состав жилищно-коммунального хозяйства?
2.Дайте характеристику отраслей жилищно-коммунального хозяйства.
3.Назовите особенности современного жилищно-коммунального хозяйства.
4.Что необходимо предпринять для успешной реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства?