Нормирование эксплуатационных показателей

Дислокация парка пассажирских вагонов и их приписка нормирования пассажирских поездов

Дислокация парка пассажирских вагонов на сети железных дорог производится с учетом движения поездов всех категорий на каждом направлении, дальности их следования и композиции составов Поезда, следующие на короткие расстояния, должны формироваться, как правило из вагонов с местами для сидения, с выделением отдельных купе для почты и багажа (если на направлении не формируются почтово-багажные поезда). Вагоны-рестораны включаются, как правило, в поезда находящиеся в пути следования не менее одних суток. В остальных случаях в одном из вагонов устанавливается буфет.

После распределения вагонного парка по дорогам и отдельным направлениям необходимо определить станции приписки таких вагонов, станции формирования поездов. При этом учитываются путевое развитие станции, наличие механизированных установок для экипировки вагонов, вагонных экипировочных депо, контор обслуживания и др.

B районах с суровым климатом необходимы значительные капиталовложения на устройство закрытых помещений для подготовки составов в рейс (для расположения вагономоечной машины, вагонных экипировочных депо и др.). В районах с мягким климатом вагономоечная машина располагается на открытых путях, значительная часть операции по экипировке вагонов и их ремонту может также выполняться на открытых путях. Тогда вагонные экипировочные депо устраиваются меньших размеров (для более крупного ремонта вагонов) или могут не устраиваться. Так, например, на кавказском и крымском направлениях станции Минеральные Воды, Адлер и Симферополь являются станциями формирования пассажирских поездов. На станции Адлер вагономоечная машина расположена на открытых путях. На всех этих станциях экипировка и межпоездной ремонт вагонов производятся также на открытых путях технической станции, что значительно уменьшает эксплуатационные расходы.

При выборе средств экипировки вагонов необходимо учитывать количество составов, находящихся в обороте.

При малом количестве обрабатываемых вагонов устройства для их экипировки будут более простыми.

Нормирование эксплуатационных показателей по пассажирским перевозкам производится для каждой дороги, показатели характеризуют объемы планируемой или выполненной работы (количественные показатели) или качество использования подвижного состава и других технических средств в пассажирском движении (качественные показатели).

В число количественных показателей входят пассажирооборот количество перевезенных пассажиров, объем работы железных дорог по пассажирским перевозкам, пробеги поездов и вагонов.

Пассажирооборот по дороге, отделению дороги и станции представляет собой сумму отправленных и прибывших пассажиров. Пассажирооборот определяется как для всех категории пассажиров, так и отдельно для дальних, местных и пригородных пассажиров.

Выложенный пассажирооборот по отправлению определяется по данным отчетности билетных касс. Количество прибывших пассажиров условно принимается равным количеству отправленных.

Количество перевезенных пассажиров по каждой дороге складывается из суммы пассажиров, отправленных и проследовавших транзитом.

При определении приведенных выше показателей необходимо иметь в виду, что, помимо платных прассажиров, следуют пассажиры по служебным билетам.

Объем работы железной дороги, отделения и сети железных дорог в целом по пассажирским перевозкам характеризуется пассажиро-километрами. Они определяются как

где –число направлений или участков обращения поездов.

–пассажиро-километры на этих участках в обоих направлениях, определяемые как произведение длины участков на пассажиропотоки по участкам .

Помимо пассажиро-километров, определяются также пассажиро-место-километры, характеризующие пробег по предложенным и фактически заполненным местам в поездах. Они определяются из условия

где –пассажиро-место-километры на каждом участке обращения поезда длиной при средней населенности поездов по этим участкам и размерах движения .

Поездные пробеги характеризуют работу локомотивов и вагонов на сети или на отдельных дорогах

Аналогично можно определить пробеги вагонов, но вместо в условие (6.41) подставляем обе величины , где –среднее количество вагонов в составе поезда.

Поездные пробеги в пригородном движении определяются из условия

где –число пригородных участков;

–поездо-километры на каждом пригородном участке с общими размерами движения по каждому участку и полным рейсом состава

Полный рейс состава поезда для каждого пригородного участка определится из условия

Остальные обозначения указаны, выше.

Качественными показателями пассажирских перевозок являются оборот состава (вагона), среднесуточный пробег вагонов, населенность вагона и состава и степень использования вместимости составов.

Важнейшим показателем, определяющим качество использования пассажирского вагонного парка во времени, является оборот состава (вагона), порядок определения которого был рассмотрен ранее. Ускорение оборота составов имеет большое народнохозяйствен­ное значение как средство обеспечения наилучшего использования технических средств транспорта и повышения рентабельности его работы.

Среднесуточный пробег состава (вагона) для одного поезда дальнего или местного сообщения при ежесуточном отправлении определится как

При ежесуточном или периодическом отправлении дальних и ме­стных поездов среднесуточный пробег можно определить из условия

Для всех рассматриваемых направлений следования дальних и местных лоездов при ежесуточном отправлении их среднесуточный ппобег

Если разделить числитель и знаменатель выражения (6.46) на , то получим

При определении среднесуточного пробега через оборот вагона

где –средневзвешенное время оборота вагона для рассматриваемых на направлений.

Среднесуточный пробег вагона общего парка составит

км/сутки (6.49)

где –рабочий или инвентаря ли парк вагонов в зависимости от того, для вагонов какого из этих парков определяется среднесуточный пробег.

Из условия (6.44) можно определить потребное количество составов, а из условия (6.45) время их оборота:

Аналогично из условия (6.46) получим

а из условия (6.48)

В пригородном сообщении среднесуточный пробег составит

откуда

Среднесуточный пробег вагона может быть определен на основе данных о времени нахождения вагонов в поездах за сутки и маршрутной скорости

При этом время нахождения вагонов в поездах

где –число вагонно-суток в поездах;

–то же на станции вормирования;

–то же на станции оборота.

Нормирование среднесуточного пробега вагонов может производиться в зависимости от потребного количества составов, пробега поездов, времени оборота составов (вагонов). Вместе с тем нормирование потребного парка на направлении или дороге может производиться по задаваемой плановой величине среднесуточного пробега. Поездо-километры определяются для каждого направления исходя из размеров движения на планируемый период.

Время оборота составов планируется для каждого направления или всех направлений исходя из плановой маршрутной скорости движения поездов и простоя составов в пунктах оборота, устанавливаемого технологией работы станций. В этом случае могут быть использованы статистические данные. Наиболее точно время оборота составов устанавливается на основе построения схематического графика их оборота.

Средняя населенность на ось вагона определяется из условия

Степень использования вместимости составов поездов можно определить по условию

В пригородном движении, где на первых зонах используются места для стояния, степень использования вместимости состава поезда мо­жет быть больше единицы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: