Радикальные инновации как специализация эксплерента. Теория экономического развития Й. Шумпетер

Т 3. Конкурентная стратегия в сфере радикальных инноваций

Принцип компенсации для продуктов и фирм

VI

Каждый производитель стремиться выпустить Т, имеющий наибольшую ценность для потребителя, ведь именно величина потребительской ценности определяет суммарные размеры, получаемой ими прибыли и запасы конкурентоспособности.

Выпустить продукцию с высокой потребительской ценностью нелегко. Она несомненно вырастет, если улучшить ту или иную характеристику Т, а в идеальном случае – и все их сразу. Легко описать гипотетически Т, который гарантированно обеспечивал бы выпускающей его компании прибыль и рыночный успех. Это Т дешевый, высококачественный, отличающийся новизной и в тоже время обработанностью конструкций, сочетающий хороший дизайн и функциональность, выгодный в производстве. Описать такой Т легко, а вот практически изготовить почти невозможно. Здесь действует принцип компенсации. Так, дешевый Т будет уступать по качеству дорогому. Изысканная форма необязательно будет самой функциональной. Радикально новый конструкции первое время будут «сырыми», а уж достичь наилучших показателей по всему спектру свойств и вовсе невозможно.

Действует принцип компенсации, однако этим не ограничивается. Оно распространяется глубже не только на Т, но и на сами компании, которые их производят.

Действуя на рынке, компания все время вынуждена выбирать продукцию с какими характеристиками она желает производить. И как следствие она должна непрерывно формировать собственный облик, следить за тем, чтобы он был оптимальным для того бизнеса, которым она занята.

Прямым следствием действия принципа компенсации является множественность путей достижения успеха в конкурентной борьбе. Любые или почти любые качества фирмы хороши или плохи не сами по себе, а в зависимости от того, соответствуют ли они оптимальны для данной компании стратегии рыночного поведения.

V по электронке

(фирмы-эксплерент)

I

НТП в рыночной Э имеет 1 парадоксальную особенность: большую часть НИОКР выполняют одни компании, а наиболее значимые результаты получают другие. Так 2/3 всех промышленных исследований проводят крупные фирмы с числом занятых более 5 тыс. чел. И тем не менее принципиальные нововведения, меняющие лицо всей промышленности, оказываются не следствием усилия лидеров, а результатом деятельности небольших ранее неизвестных фирм.

Первые походы к объяснению этого факта на уровне фирмы сделал Йозеф Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» (1911 г.). Он разграничил 2 стороны хозяйственной деятельности: рутинный кругооборот и инновацию.

1) Рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства. Участвующие в нем фирмы знают из прошлого опыта рецепты правильного поведения. Им легко принимать решения, т.к. ситуация понятна и легко прогнозируема. При этом рыночная Э помогает данным фирмам и способствует их деятельности.

2) Однако развитие Э, т.е. её качественное изменение не может произойти из рутины. Предприниматель-новатор нарушает устоявшийся ход ведения хозяйственной деятельности ради понятных только ему – но не окружающим! - выгод. Особенно важно, что рынок в этом случае не помогает, а противодействует предпринимателю. Ведь с позиции рынка его действия неправильны, поскольку они отклоняют Э от сложившегося статического оптимума. Сопротивление инноваций – это закономерный результат действия рыночных сил.

Вырвав ресурсы из рутинного кругооборота предприниматель использует их в виде 5-ти новых комбинаций ресурсов:

1. Создание нового Т или У

2. Создание нового метода производства

3. Открытие нового рынка сбыта

4. Применение нового вида или источника сырья

5. Введение новых принципов организации и деятельности фирм

Вслед за этим результаты инноваций проходят испытания рынком. На краткий миг, выбравшись за рамки рутинного кругооборота, предприниматель вынужден вновь ему подчиниться.

Возможность проявить новаторские способности далеко не одинаково в компаниях, придерживающихся разных стратегий ведения конкурентной борьбы. Руководители фирмы-виолента уделяют основную часть своих усилий рутинной деятельности. Крупное производство не прощает ошибок, а дорогостоящее оборудование, созданное для массового тиражирования продукции, не может приобретаться под проблематичные проекты.

Компании –патиенте предпринимательское творчество сдерживается узкой специализацией. Любые, даже перспективные проекты, неизбежно отбрасываются, если они выходят за рамки избранной рыночной ниши.

Для коммутанта вообще не уместны НТпроекты (парикмахерская, булочная).

Т.о. именно эксплерент, основанный энтузиастами, готов к риску и радикальным переменам. В состав фирм-эксплерентов входят либо ученые, либо бывшие высокопоставленные служащие крупных компаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: