Сущность и значение инфраструктуры рыбного хозяйства

Тема 2 Инфраструктура рыбного хозяйства

2.1 Сущность и значение инфраструктуры рыбного хозяйства

2.2 Классификация инфраструктуры

2.3 Экономическое значение производственной инфраструктуры рыбного хозяйства

2.4 Социальная инфраструктура и её роль в развитии рыбного хозяйства

Инфраструктура рыбного хозяйства представляет собой комплекс отраслей и производств, призванных обеспечивать нормальные условия экономического и социального воспроизводства. Она способствует эффективному функционированию рыбохозяйственного комплекса путём реализации возникающих в процессе производства технологических, производственных, экономических и организационных связей.

Инфраструктура является неотъемлемой частью производительных сил общества. Она обеспечивает эффективную деятельность предприятий и организаций и направлена на получение большого количества и лучшего качества конечного продукта.

Валовое производство рыбной продукции в конечном итоге зависит как от уровня обеспеченности отрасли основными производственными фондами и оборотными средствами, техникой, оборудованием, трудовыми ресурсами, так и от степени развития обслуживающих производств и служб. Среди них важная роль отводится таким службам как строительная, тарозаготовительная, консультативная, информационная и др.

Главной предпосылкой становления отраслей инфраструктуры является общий рост экономического потенциала страны. Необходимость более быстрого развития инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса вызвана изменением факторов роста отраслей и производств, входящих в его состав.

Самостоятельно не производя конечной продукции отрасли и службы инфраструктуры в значительной мере определяют эффективное функционирование всего производства в целом.

Одним из направлений развития инфраструктуры рыбного хозяйства является совершенствование материально-технического обеспечения ресусами, сырьем и др.

Термин «ресурсы» означает вспомогательное средство в процессе производства. Под ресурсами в широком смысле слова понимают совокупность материально-вещественных благ, природных богатств, а также людей, которые могут участвовать в процессе производства и потребления.

Ресурсы в экономике – это запасы и реальные потоки всех видов используемых в общественном производстве технологических факторов. Если в понятие ресурсов включают и их потенциальные запасы, то речь идет о ресурсном потенциале. В более узком смысле понятия ресурсов охватывает лишь подлежащие последующему преобразованию материальные (вещественные и энергетические) потоки. Влияние НТП здесь учитывается главным образом как повышение качества этих ресурсов.

Все ресурсы классифицируются следующим образом:

· По происхождению;

· По отношению к производству;

· По характеру использования;

· По способу воспроизводства.

По происхождению ресурсы делятся на природные и экономические. Природные ресурсы представляют собой природные условия и окружающую среду. К ним относятся земельные, водные, лесные, минеральные, а также ресурсы животного мира, солнечная энергия, энергия приливов и отливов.

Экономические ресурсы – это основной элемент экономического потенциала. Экономический потенциал характеризует экономическую мощь страны и зависит от уровня развития масштабов производства всей национальной экономики. Экономические ресурсы в свою очередь подразделяются на материальные, трудовые и финансовые.

По отношению к производству ресурсы подразделяются на функционирующие и потенциальные. Функционирующие ресурсы представляют собой активную часть общих ресурсов, используемых в хозяйственном обороте. В свою очередь потенциальные ресурсы – это выявленные, но ещё не вовлеченные в процессе производства ресурсы.

Особенности материально-технических ресурсов рыбного хозяйства:

· Составной частью материально-технических ресурсов являются акватории, где имеются промысловые скопления объектов промысла;

· Материально-технические ресурсы подвержены влиянию природных условий;

· Эффективное использование материально-технических ресурсов зависит от сезонности рыболовства;

· Размер и структура материально-технических ресурсов изменяются в зависимости от промысловых зон;

· В состав материально-технических ресурсов рыбного хозяйства входят живые объекты промысла (рыба и другие гидробионты);

· Материально-технические ресурсы состоят из средств промышленного производства и созданных в рыбном хозяйстве;

· В состав материально-технических ресурсов включены промысловые суда;

· Эффективное использование материально-технических ресурсов связано с деятельностью всех звеньев рыбного хозяйства (добыча, переработка, реализация).

При разработке планов материально-технического обеспечения в рыбном хозяйстве могут использовать следующие виды нормативов:

· Качественные нормативы (перечень и группировка материалов и требования к их качеству);

· Нормы расхода материалов;

· Нормы использования оборудования;

· Нормы запасов товарно-материальных ценностей;

· Стоимостные нормативы (нормативы оборотных средств, оптовые цены на материалы, предельные оптовые цены реализации продукции);

· Организационно-правовые нормативы.

С введением 200-мильных экономических зон прибрежными государствами в конце 70-х гг. ХХ в. в корне изменились условия океанического рыболовства. Возникла необходимость закупки своими силами лицензий, горюче-смазочных материалов. Нарушение хозяйственных связей с предприятиями из России, присвоение Россией всех квот на вылов 1992 года, привело к тому, что увеличились затраты: каждая тонна добытой рыбы и переработанной рыбопродукции практически оплачивается тонной дизельного топлива. В настоящее время работающие суда в океане бункеруются за счет продажи пойманной рыбы, что не приносит ощутимой прибыли. Снижение объемов добычи, постановка в отстой добывающих судов в связи с недостатком финансирования расходов по приобретению топлива и старение флота вызывают резкое сокращение кадров, создало сложную экономическую обстановку для рыбодобывающих хозяйствующих субъектов. Это дает возможность использовать для развития новых структур производства на коммерческой основе высвобождающуюся высококвалифицированную и сравнительно дешевую рабочую силу.

Украина должна способствовать эффективному развитию национального океанического рыболовства.

К числу практических мер общегосударственного характера можно отнести:

· предоставление некоторых льгот по налогообложению прибыли;

· субсидирование затрат на оплату лицензий на ведение промысла;

· организация межправительственных соглашений с иностранными государствами для создания специальных баз для обслуживания украинских судов, находящихся в местах промысла, что позволит увеличить промысловый фонд времени и реально расширить границы промысла;

· проведение комплекса маркетинговых исследований на предмет изучения емкости национального рынка с целью его насыщения и другие.

В научной экономической литературе по проблемам океанического рыболовства отмечается, что существующие резервы повышения эффективности производства в отрасли можно сгруппировать следующим образом:

· улучшение технического состояния судов;

· совершенствование организации ремонтных работ и улучшение ремонтной базы;

· рациональное использование сырьевой базы;

· использование достижений научно-технического прогресса;

· повышение образовательного и квалификационного уровня морских специалистов;

· совершенствование управления производством.

После провозглашения Украиной независимости сырьевая база для украинского флота резко сузилась. В связи с этим промысел рыбы велся только во внутренних водах и в ограниченной зоне вблизи Мавритании. Рыбная продукция была востребована лишь частично - по большей части потребителями системы Минобороны, МВД и государственного материального резерва. Несколько изменило ситуацию на лучшее заключение Украиной в 1996 году соглашения о свободной торговле со странами Балтии. С середины 90-х годов в Украине формируется новая конъюнктура рынка рыбы. После снижения пошлины вместо рыбы из России на украинском рынке преобладает рыба, поступающая из Норвегии. Устаревшая производственная база рыбной отрасли в это время не давала возможности производить продукцию, какая бы отвечала требованиям времени. Более того, технология и оборудование подавляющего большинства предприятий оказались энергозатратным и экономически невыгодным. По данным исследований, на сегодня в Украине потребляется гораздо меньше рыбы, чем в странах Восточной Европы. Средний уровень потребления ненамного превышает 8 килограммов на год, тогда как в странах Восточной Европы - 14 килограммов.

Однако, учитывая динамику потребления рыбной продукции за последние годы, можно прогнозировать что этот показатель в 2016 году может быть равен научно обобснованной норме потребления. Позитивная динамика потребления рыбы стимулирует работу предприятий-импортеров. Ввиду того, что в Украине отсутствует сырьевая база сельди, скумбрии, семги, палтуса и других видов рыбы, импорт их сырья всегда будет составлять 70-80 процентов общего объема. В то же время нуждаются в расширении мощностей для хранения рыбной продукции. Современное состояние холодильников для хранения рыбы неудовлетворительное. По уровню износа основные фонды предприятий по отрасли имеют наихудшие показатели по сравнению с другими отраслями национальной экономики (используются экологически опасные технологии и оборудование прошлого века с применением аммиака). Участники рынка рыбы считают строительство новых холодильников для хранения рыбной продукции приоритетным для развития инфраструктуры рынка.

На сегодня потребность в мощностях для хранения рыбы и рыбной продукции составляет до 100 тыс. тонн в год. Повышение уровня доходов населения стимулирует увеличение спроса на продукцию, выработанную по новым технологиям, из свежего сырья, расфасованную в удобную упаковку и в широком ассортименте. Вместе с тем в Украине существует значительный дефицит мощностей по базовой переработке рыбы (разделение, копчение, маринование, фасование и упаковка). Не хватает мощностей для изготовления продукции сурими (крабовые палочки, фарш и тому подобное), спрос на которую в большей степени удовлетворяется импортом из соседних стран. Практически отсутствует производство для качественной переработки деликатесной рыбы. На сегодня полностью отсутствуют мощности по рыбной кулинарии, наиболее необходимой конечным потребителям, отсутствуют современные технологии производства консервов и пресервов. Невзирая на то, что в рыбной отрасли доминирует импортное сырье и создана конъюнктура рынка, на сегодня иностранные инвестиции в основные фонды отрасли из-за отсутствия механизма их привлечения не осуществляются. При этом в странах Балтии, России и Польше наблюдается значительная инвестиционная активность в первую очередь со стороны стран-экспортеров рыбы, наиболее заинтересованных в развитии инфраструктуры рынков сбыта.

Цель разработанной Программы развития инфраструктуры рынка рыбы, других водных живых ресурсов и вырабатываемой из них пищевой продукции на 2012-2016 годы заключается в создании условий для формирования и развития инфраструктуры рынка рыбы; сбалансирования темпов роста покупательной способности населения в отношении качественной продукции, увеличение объемов ее производства в Украине; обеспечение государственной поддержки предприятий, которые осуществляют инвестиции в строительство холодильников для хранения рыбной продукции и других перерабатывающих предприятий; содействие развитию внутренней сырьевой базы и промыслового флота страны.

Программа развития инфраструктуры направлена на осуществление рыбосистемных преобразований, которые должны создать условия интенсивного развития инфраструктуры рынка и повышения эффективности управления в этом сегменте отрасли.

Основными задачами Программы являются: создание единственной концепции развития инфраструктуры рынка рыбы; определение направлений осуществления государственной политики в отрасли и создание условий для эффективного функционирования рынка рыбы; создание механизмов финансирования важнейших проектов строительства холодильников для хранения рыбы и перерабатывающих объектов; обеспечение продовольственной безопасности государства путем развития и повышения эффективности функционирования предприятий, которые осуществляют хранение и промышленную переработку рыбы, повышения качества рыбной продукции и ее доступности для потребителей; создание прозрачного механизма функционирования отечественной системы контроля качества и безопасности рыбной продукции - от производителя к потребителю в соответствии с требованиями Европейской организации по контролю качества рыбы - ЕSSТО и мировых стандартов.

Основными направлениями выполнения Программы являются: разработка ежегодных балансов производственных мощностей перерабатывающего комплекса; стимулирование продвижения отечественной рыбной продукции на внутренний и внешний рынок; стимулирование предпринимательской инициативы; реализация инновационных и инвестиционных проектов развития инфраструктуры рынка рыбы; строительство новых и расширение действующих мощностей хранения, переработки и реализации рыбной продукции; модернизация существующих мощностей для производства рыбной продукции; стабилизация и повышение эффективности функционирования перерабатывающих предприятий; расширение сырьевой базы рыбной отрасли; совершенствование структуры государственного регулирования рынка рыбы; обеспечение увеличения объемов импорта тех видов рыбы, промысел которых не ведется в Украине, с одновременным увеличением отечественных мощностей по их переработке; повышение качества и безопасности рыбной продукции и др.

Основными направлениями развития инфраструктуры рынка рыбы согласно Программе являются: 1) создание системы хранения, переработки, транспортировки и сбыта рыбы; 2) развитие инфраструктуры рынка рыбы на базе сырья внутренних водоемов и Азово-черноморского бассейна и продукции океанического промыслового флота Украины; 3) стимулирование производства и обеспечения функционирования рынков сбыта высококачественной конкурентоспособной продукцией с использованием ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий; 4) предоставление участникам рынка информации по ценам, спросу и предложению на основные виды рыбной продукции с помощью системы сбора и распространения соответствующих данных, проведения мониторинга цен, анализа и прогнозирования состояния рынка рыбы; 5) формирование инновационной инфраструктуры рынка рыбы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: