Особенности развития рынка в рыбной отрасли

Понятие, роль и предпосылки формирования рынка

Тема 4 Экономическая сущность рынка и рыночных отношений в рыбном хозяйстве

4.1 Понятие, роль и предпосылки формирования рынка

4.2 Особенности развития рынка в рыбной отрасли

4.3 Экономическое регулирование рыночных отношений в рыбном хозяйстве

В практике существует два вида связей между производителем и потребителем продукции. Первый – при помощи рынка как обмена, осуществляемого в соответствии с законами товарного производства и обращения. Второй – плановое распределение произведенного продукта на основе изучения потребности и составления баланса.

В первом случае рынок выступает как система отношений между производителем и потребителем. Во втором – связь выражается через посредника в лице государственных планирующих и распределительных органов. Здесь ведущая роль принадлежит производителю продукции. Сбалансированность на рынке достигается на основе обратной связи и фактического спроса.

Более подробно понятие рынка студенты должны были рассмотреть в предыдущих курсах, поэтому мы только перечислим некоторые ключевые понятия, которыми необходимо владеть для успешного понимания курса: закон стоимости, закон экономии ресурсов, закон равновесия; рыночная инфраструктура и её элементы, спрос, предложение и ценовая эластичность, конкуренция на рынке, методы исследования рынка, классификация рынков.

Предпосылки функционирования рынков:

· Экономическая свобода;

· Право собственности;

· Конкуренция;

· Создание правовых рыночных институтов;

· Жесткие бюджетные ограничения;

· Предсказуемая государственная политика.

Функции рынка в рыбном хозяйстве:

· Обеспечивает признание общественного характера труда на производство продукции;

· Стимулирует рост эффективности производства посредством рационального использования материальных ресурсов;

· Выступает регулятором добычи и переработки рыбы, информирует товаропроизводителей о спросе и предложении на рыбопродукцию;

· Способствует стабилизации цен на рыбопродукцию;

· Служит мощным рычагом снижения издержек на единицу продукции;

· Обеспечивает получение прибыли каждому нормально работающему предприятию;

· Обеспечивает повышение качества рыбной продукции;

· Способствует ускорению научно-технического прогресса в рыбном хозяйстве;

· Содействует установлению взаимосвязей между фазами производства;

· Способствует решению социальных проблем в рыбной отрасли.

Влияние рыночных факторов (конкуренции и спроса) на продукцию отечественных рыбоперерабатывающих предприятий являются одними из ключевых при разработке стратегии их развития. По степени воздействия их можно условно разделить на 2 уровня: на внутреннем и мировом рынках.

Определить уровень спроса внутреннего рынка на продукцию отечественных перерабатывающих предприятий довольно затруднительно в виду отсутствия достоверной информации относительно емкости рынка, потребительских предпочтений, объемов производства предприятиями Украины и объемов импорта рыбной продукции различной степени переработки. Низкий уровень спроса на продукцию рыбоперерабатывающих предприятий связан не с высоким уровнем цен, а обусловлен главным образом тем, что практически не разрабатываются и не реализуются программы по формированию спроса и стимулированию сбыта.

Главной проблемой, с которой сталкиваются отечественные рыбоперерабатывающие предприятия, это отсутствие доступа на Европейский рынок в силу несоответствия технологических, технических и санитарных условий производства. Именно Европейский рынок является приоритетным для расширения экспорта рыбной продукции украинских рыбоперерабатывающих предприятий после максимального удовлетворения спроса внутреннего рынка, поскольку большинство Европейских стран отказываются от самостоятельной добычи рыбы и переходят к импорту продукции с низкой степенью переработки. Выходить на рынки стран Латинской Америки отечественным предприятиям экономически нецелесообразно. В целях расширения сегментов рынка, на которых реализуется продукция отечественных рыбоперерабатывающих предприятий, а также завоевания новых следует активнее использовать тактику агрессивного маркетинга.

Сформировавшаяся нормативно–законодательная база, на основании которой регулируется деятельность океанических рыбодобывающих и береговых рыбоперерабатывающих предприятий, оказывает в большей мере негативное, чем позитивное влияние на эффективность функционирования большинства предприятий рыбной отрасли. Это проявляется в таможенном регулировании поставок рыбной продукции произведенной за пределами таможенной территории Украины отечественными судами, налоговом регулировании деятельности предприятий, финансовом регулировании в части валютных ресурсов.

Развитие рынка в рыбной отрасли во многом предопределено следующим:

· сокращение добычи рыбы и морепродуктов в водах Мирового океана в силу морального, физического, технологического старения судов, отсутствия лицензий и межправительственных соглашений на право лова в 200-мильных зонах (обусловливает уменьшение объемов поставок рыбного сырья на внутренний рынок Украины);

· снижение степени обеспеченности сырьем океанического промысла береговых рыбоперерабатывающих предприятий и увеличение степени зависимости от поставок импортного рыбного сырья для перерабатывающих предприятий Украины;

· сокращение объемов выпуска рыбоперерабатывающими предприятиями пищевой продукции в силу экономической нецелесообразности;

· снижение эффективности промышленной переработки рыбного сырья;

· увеличение степени открытости национального рынка иностранным товаропроизводителям рыбной продукции;

· неблагоприятная предпринимательская среда и высокая степень государственного вмешательства не стимулируют предпринимателя к реализации своих способностей в рыбной отрасли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: