Экономическое регулирование рыночных отношений в рыбном хозяйстве

Рыночная организация экономики предполагает встроенный механизм конкуренции, способствующий рациональному перераспределению ресурсов и структурным изменениям в национальном хозяйстве. В действительности существуют такие сферы, где имеется “отказ рынка”, рыночные механизмы эффективно не функционируют и где, следовательно, требуется внешнее воздействие, вмешательство государства в естественное проявление рыночных отношений, т.е. государственное регулирование социально-экономических процессов.

Необходимость государственного регулирования обусловлена несовершенством рыночного механизма и ограниченностью круга проблем, который он в состоянии решить. Однако и государственное регулирование, помимо решения общенациональных проблем, приводит к отрицательным экономическим последствиям, искажая действие рыночных механизмов. Поэтому необходимо сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, учитывающее объективные экономические законы. Кроме того, применяемые меры государственного регулирования и государственная экономическая политика вообще должны учитывать особенности экономической ситуации. Так, например, в современной Украине ориентация на монетаристские методы преодоления экономического кризиса и ослабления роли государства в регулировании экономики зачастую экономически необоснованно. Требуется более гибкая политика, стимулирующая развитие внутреннего производства, науки и т. д., где финансовая стабилизация была бы средством, а не целью.

Для развития предпринимательской деятельности в рыбной отрасли необходимо усилия решение следующих задач:

· активизизация процессов обновления основного капитала, учитывая необходимость дотаций;

· ужесточение контроля за финансовыми потоками, в особенности за рубежом, т.е. снизить степень государственного вмешательства при одновременном усилении системы контроля за результатами деятельности предприятий отрасли;

· снижение доли теневого сектора в рыбной отрасли;

· создание режима экономического благоприятствования реализации предпринимателями своих способностей в рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей отраслях.

· совершенствование налогового, таможенного, финансового регулирования деятельности предприятий рыбной отрасли.

Развитие предпринимательской деятельности в рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей сферах находится под влиянием различных факторов. Основное отличие предпринимательской деятельности в рыбодобывающей сфере от рыбоперерабатывающей состоит в том, что она осуществляется как в условиях развитой рыночной среды (при ведении внешнеэкономической деятельности) экономических систем отдельных стран, подверженных воздействию определенного круга внутренних факторов, так и в условиях экономических трансформаций в Украине, обусловленных воздействием факторов, рассмотренных в настоящем разделе.

Законом Украины «О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции из них» регулируются многие вопросы по выращиванию, добыче рыбы и её переработке.

Выращивание рыбы, других водных живых организмов в рыбохозяйственных водных участках и континентальном шельфе Украины разрешается при наличии положительной ветеринарно-санитарной оценки состояния (её определяют государственные органы ветеринарной медицины) водных объектов.

Качество и безопасность живой рыбы и других водных объектов, выращенных в прудах, подтверждаются ветеринарным свидетельством, выдаваемым государственными органами ветеринарной медицины один раз в год на всю партию рыбы.

Специальное использование рыбы, рыбопродуктов осуществляется за плату в пределах установленных лимитов (квот) при наличии лицензий (разрешений) и положительных ветеринарно-санитарных оценок.

Каждая партия продукции лова должна сопровождаться свидетельством производителя о качестве. Если продукты лова содержат токсичные вещества, превышающие допустимые уровни или с наличием паразитов сверх установленных норм они должны быть утилизированы.

Переработку продуктов лова вправе осуществлять субъекты хозяйствования при наличии разрешения на этот вид деятельности, выдаваемого органами государственной санитарно-эпидемиологической службы и государственной службы ветеринарной медицины.

Производство рыбной продукции подлежит в обязательном порядке аттестации на соответствие. Объектами аттестации являются:

· Техническая документация на продукцию и её производство;

· Технологическое оборудование;

· Средства измерительной техники, контроля, испытательное оборудование и система их проверок;

· Порядок регистрации результатов контроля и испытаний, составления, утверждения и хранения протоколов испытаний;

· Порядок формирования и обозначения партий пищевой продукции.

В случае несоблюдения нормативных требований, повлекших за собой ухудшение качества производимой продукции, орган выдавший аттестат имеет право приостановить его действие на определенный срок.

Продукты лова реализуются только при наличии:

· Ветеринарного свидетельства;

· Заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы (при наличии продукта на переработку впервые);

Пищевая продукция реализуется только при наличии:

· Ветеринарного свидетельства;

· Свидетельства производителя о качестве;

· Сертификата соответствия или свидетельства о признании в Украине иностранного сертификата (для импортируемой продукции);

· Маркировки в соответствии с Законом Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья»

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение рынка рыбной продукции.

2. Каковы функции рынка в рыбном хозяйстве?

3. Конкуренция на рынке рыбной продукции в Украине: основные черты.

4. Охарактеризуйте поведение экспортеров и импортеров на рынке рыбной продукции в Украине.

5. Особенности отечественной нормативно-правовой базы относительно регулирования поведения хозяйствующего субъекта на рыбном рынке.

Рекомендуемая литература: [19], [26], [48], [49], [50], [51], [52], [54].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: