ТЕМА 13. Сплетни как особый механизм формирования психологии масс

Одна из разновидностей слухов — сплетни. Словарь С. И. Ожегова определяет сплетню как «слух о ком-чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях».

Сплетни и слухи. · В отличие от слуха, который всегда недостоверен, под сплетней понимают ложную или истинную, проверенную или не поддающуюся проверке, неполную, пристрастную, но правдоподобную информацию о делах, которые рассматриваются как личные, но могут иметь широкий резонанс, и об обстоятельствах, касающихся достаточно закрытых сторон жизни элитных групп. ·Слухи касаются всех — сплетни касаются немногих, но они интересны массам. · Сплетни удовлетворяют определенную информационную потребность. Однако это потребность не в жизненно важной, а как бы в дополнительной информации о жизни других, интересующих масс людей. · Слухи более информативны, конкретны и детализированы, но менее эмоциональны. Сплетни носят более локальный и «интимный» характер.

Сплетни занимают определенное место в общественных отношениях. Это обусловлено многообразием их социальных и психологических функций.

Информационно-познавательная функция. Сплетня — особое дополнение к иной, официальной, институционализированной, нормативной и общедоступной информации. Сплетня представляет своего рода «изнанку событий».

Аффилиативио-интеграционная функция. Обмен сплетнями свидетельствует об определенном сходстве характеров и иерархий ценностей обменивающихся сплетнями людей. Сплетня — не слух, которым можно поделиться «на ходу» с любым собеседником.

Сплетники — как правило, создают своеобразный информационный «кружок». Аффилиативная сила сплетни увеличивается за счет ее интеграционных свойств. Сплетня — один из важных инструментов формирования специфического «мы — сознания», психологического возникновения «своей» общности. Сплетня становится плоскостью противопоставления «мы — они».

Развлекательно-игровая функция. В отличие от слуха, который обычно воспринимают и передают всерьез, сплетню распространяют легко, с шуткой и определенной иронией.

Сплетни сближаются с анекдотами, но носят более конкретный и правдоподобный характер. Как и анекдот, сплетня — способ развлечь другого человека.

Проекционно-компенсаторная функция. Почти любая сплетня, даже имеющая в основе достоверные факты, это «придуманная» информация — в некотором роде художественное творчество в жанре устного рассказа.

В силу своей «художественности», сплетни способствуют порождению и сохранению легенд и мифов Некоторые сплетни из жизни известных и популярных людей находят место на страницах развлекательных изданий. Таким образом сплетни могут менять жанр — из неофициальной информации, они превращаются в печатную, публичную и институционализированную информацию.

Функция социального контроля. Сплетня — составная часть общественного мнения и элемент скрытого механизма неформального контроля масс над элитой. Опасения сплетен одним из факторов, определяющих поведение таких людей. Эта функция отражает формирование упоминавшегося «мы», только в качестве «мы» выступают контролируемые — элита, опасающаяся негативных оценок масс. Группой «они» для элиты оказываются массы.

Тактическая функция. Сплетня может использоваться в качестве своеобразного оружия в борьбе между политиками, группами или массовыми общностями. Сплетни могут распускаться в расчете на негативное воздействие на репутацию и имидж оппонентов. С их помощью снижается доверие к противникам, возбуждаются отрицательные эмоции и негативное отношение.

ТЕМА 14. Теоретические подходы к изучению психологии СМИ.

• Теория социального научения

Этот подход возник в недрах бихевиористской психологии, ставящей во главу угла связь между стимулом и реакцией (S-R), и разрабатывался в основном в 60-е годы социальным психологом Альбертом Бандурой и его коллегами.

Чтобы социальное научение имело место, внимание человека должно быть сначала привлечено каким-то примером в СМИ. Далее человек должен запомнить модель поведения и начать о ней думать («когнитивное проигрывание»). Наконец, он должен обладать когнитивными способностями, моторными навыками и мотивацией, необходимыми для совершения определенных действий. Мотивация опирается на внутреннее или внешнее подкрепление (вознаграждение) того или иного рода, подталкивающее человека к совершению этих действий.

• Теория культивирования

Этот подход исследует то, как многократное воздействие СМИ на протяжении продолжительного времени постепенно меняет наше представление о мире и социальной реальности. Первоначально он был разработан Джорджем Гербнером.

Одним из основных конструктивных положений теории культивирования является унификация, направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. Эта унификация осуществляется посредством процесса конструирования, когда зрители узнают факты о реальном мире, наблюдая мир, созданный на телеэкране. Отпечатки, остающиеся в памяти после просмотра телепередач, сохраняются в целом и автоматически. Затем на основании этой сохраненной информации мы формируем свои представления о реальном мире. Необходимо, чтобы этот сконструированный мир и реальный мир хорошо согласовались друг с другом. Унификация возвращает людей, отклоняющихся в ту или иную сторону, в некое среднее положение

Люди, которые часто смотрят телепередачи с элементами насилия, считают, что мир более жесток («синдром плохого мира»), чем это имеет место на самом деле. Среди тех, кто редко смотрит телевизор, отмечается разнообразие мнений; это позволяет предположить, что просмотр большого количества телепередач способствует усреднению взглядов.

Социальная реальность, культивируемая посредством унификации, принимает самые разные формы, в частности влияет на представления о гендерных ролях, политические установки, взгляды и привычки, выбор жизненного пути.

Ряд специалистов по-новому интерпретируют теорию культивирования, согласуя ее с тем, что зритель сознательно использует СМИ, чтобы удовлетворить свои потребности. Эти ученые делают акцент на активную ментальную деятельность зрителя во время просмотра телепередач.

• Теория социализации

Используя подход, имеющий много общего с теорией культивирования, различные теории социализации акцентируют внимание на том, как СМИ, благодаря своему продолжительному воздействию, становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем.

Частные теории:

Мейровиц и Поустмен утверждают, что благодаря СМИ дети социализируются и начинают исполнять взрослые роли намного раньше, чем это было несколько столетий назад. То есть, влияние телевидения заключается в гомогенизации стадий развития: дети становятся похожими на взрослых, а взрослые – похожими на детей. Кроме того, влиянию СМИ приписывается аналогичное «сглаживание» дихотомий маскулинность – фемининность, политик – обыватель.

Еще одна теория социализации уделяет первостепенное внимание условиям, способствующим максимальному социализирующему влиянию СМИ. Ван Эвра считает, что социализирующие эффекты особенно сильно сказываются на заядлых телезрителях, которые обладают скудной альтернативной информацией и небогатым жизненным опытом.

Зохури - СМИ – это источники национальной и культурной социализации. Социализирующая роль СМИ может быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился. (Сравнивая американских детей и проживавших в США детей из других стран, обнаружил, что иностранные дети находят телепередачи более интересными, проводят больше времени за их просмотром, чаще идентифицируют себя с телевизионными персонажами и используют телевидение в образовательных целях, чем американские дети. Взрослые иммигранты также часто обращаются к телевидению, чтобы пополнить свои знания о США, как до, так и после своего прибытия в эту страну).

Теории социализации рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ. Однако эти теории критикуют за недостаток конкретности и внимания к превалирующим социальным и историческим тенденциям.

• Теория использования и удовлетворения

Теория использования и удовлетворения придает большое значение активной роли аудитории в принятии решений и определении целей при потреблении ею продукции СМИ. Характер воздействия СМИ частично зависит от того, как человек их использует и какое удовлетворение он от них получает.

Фенигштайн и Хейдук утверждают, что большая часть исследований телевидения посвящена главным образом последствиям его воздействия и в значительно меньшей степени – тому, чем оно привлекательно для своей аудитории. Одной из важнейших задач здесь может быть выяснение того, что заставляет различных людей потреблять различные виды СМИ.

• Когнитивная (конструктивистская) теория

Важным общим когнитивным принципом является утверждение, что обработка информации носит конструктивный характер; то есть люди не просто кодируют и затем воспроизводят информацию, которую они прочитали или услышали в СМИ. Они усваивают информацию, интерпретируя ее в соответствии с уже имеющимися у них знаниями и представлениями, а также контекстом, в котором получено сообщение. Усвоение телевизионной программы предполагает постоянное взаимодействие содержания программы со знаниями, которыми мы уже обладаем.

В процессе усвоения информации и любого ее последующего припоминания участвуют схемы.

Схема – это общий конструкт, который обрабатывает все виды информации независимо от ее модальности, которая на него воздействует. Человек следует ментальным схемам, основанным на прошлом опыте.

Значительная часть содержания схем, как правило, культурно обусловлена. Схема, которой могут придерживаться представители какой-то культуры, способна привести к тому, что они станут интерпретировать какую-то историю в совершенно ином ключе, чем представители другой культуры. Такие культурные различия должны обязательно учитываться создателями телепрограмм, рассчитанных на международную аудиторию.

Активизация схемы в сознании человека может быть вызвана какой-то частной информацией, содержащейся в программе или статье. Ее могут также спровоцировать определенные формальные приемы, используемые тем или иным СМИ, например флешбэк, монтаж или повторы каких-то эпизодов в теле- или кинофильме.

•Наиболее распространенным подходом к исследованию СМК является изучение последствий воздействий. Наиболее упрощенной формой модели влияния является теория унифицированных последствий.

Согласно этой теории, люди в современном обществе воспринимают сообщения МК одинаковым образом, и последние вызывают у них интенсивные и очень схожие реакции.

На данный момент принято читать, что СМИ оказывают значительное влияние на общество, но это влияние проявляется лишь в определенных условиях и принимает менее острую форму. Люди воспринимают одно и тоже сообщение по-разному и реагируют на него различным образом.

Определяя последствия воздействия СМИ, мы должны также постоянно помнить о совокупном (кумулятивном) эффекте. Большинство сообщений или образов, появляющихся в СМИ, мы видим или слышим десятки, а то и больше раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: