Факторы, необходимые для высокой эффективности МК

Тема 9. Аспекты эффективности МК

Раздел 4. Эффективность МК.

Повышение эффективности массовых информационных процессов за счет удовлетворения текущих психических нужд индивидов в аудитории достигается за счет распространения сообщений, восприятие которых дает ряд достаточно типичных эффектов.

Утилитарный аспект. Объект получает удовлетворение от информации, которая помогает ему разрешать различные жизненные, социальные и бытовые проблемы.

Престижный аспект - удовлетворение от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели и ценности социальной группы, к которой реально принадлежит или причисляет себя реципиент;

Аспект усиления позиции – удовлетворение от информации, поддерживающей его во мнении по какому-либо спорному вопросу.

Аспект удовлетворения познавательного интереса. Аспект удовлетворения познавательного интереса возникает как необходимый результат познавательной деятельности человека, как следствие желаний быть информированным о событиях в мире. Аспект возникает лишь в том случае, если сообщение содержит элемент новизны: известное познанию не подлежит.

Эмоциональный аспект – удовлетворение от получаемой эмоциональной разрядки;

Эстетический аспект – радость эстетического обогащения;

Аспект комфорта – возникновение психического комфорта, достигаемого восприятием и пониманием юмора, хорошо построенных сюжетных ходов художественного произведения или музыкальной программы, соответствующей настроению.

Общая функциональная эффективность массовых информационных процессов в высшей степени зависит от того, насколько удовлетворяются интересы аудитории реализацией указанных аспектов.

1) Необходимость учитывать и нтересы аудитории Восприятие субъективно: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от интересов, потребностей и т.п.. Массовая коммуникация достигает наиболее эффективного контакта с аудиторией, ориентируясь на психические нужды, связанные с интересами различного характера и различных категорий.

2) Воздействия через психические процессы:

- обострение внимания

- углубление восприятия

- учет закономерностей памяти:

А. Не имея опоры в виде следов эмоциональной памяти, информация быстро стирается.

Б. Процесс узнавания. Этот процесс порождает чувство знакомости, которое служит важной предпосылкой для выработки согласия между коммуникатором и его аудиторией. Применительно к массовым коммуникациям отмеченная закономерность выражает готовность реципиентов к восприятию, пониманию, запоминанию и принятию новой информации, новых выводов, которые доказываются с помощью знакомых факторов или преподносятся известным диктором.

В. Повторение: следы, оставляемые в памяти единичным восприятием мысли, обычно оказываются недостаточными. При повторении происходит более глубокое осмысление информации и как следствие ее запоминание. Однако, повторение в массовой коммуникации полезно до определенного предела, после которого начинается негативная активность реципиентов, направленная на избежание контактов с известной уже информацией.

3) Эмоциональность передаваемой информации. Хроническое состояние острой эмоциональной недостаточности, испытываемое индивидом в современном развитом обществе, ориентируют его на поиск и восприятие яркой, возбуждающей интерес информации Кроме того, сообщение, не затрагивающее чувств людей в ходе его восприятия и понимания, забывается значительно быстрее, чем эмоционально переживаемое.

4) Социальная установка. Установка определяет собой произвольное внимание к информации, исходящей от конкретной газеты, радио- или телевизионной станции, политические, моральные и этические взгляды которых более или менее совпадают с установкой реципиента информации. Ожидая какое-либо событие, подготовившись к его восприятию, люди заранее мобилизуют свое внимание, это обеспечивает эффективное взаимодействие с аудиторией

6) На пути распространения МК по разным каналам существуют определенные барьеры т.е. препятствия, делающие невозможным доступ к определенным средствам. МК, которые влияют на общественное мнение, настроение и активность аудитории.

Виды:

– Физические: пространство, время.

– Социальные (различия в социальном статусе). Через материальные возможности блокируется доступ к определенным средствам МК.

– Гносеологические (познание). Связаны с уровнем IQ и мыслительными способностями.

– Идеологического характера. Доминирующая идеология осуществляет цензуру (внутренне) всего потока информационных сообщений.

– Социально-психологические барьеры – нормы тех социальных групп, куда входит личность.

– психологические процессы и их нарушения (зрением, слуха и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: