Раздел 5. Специфические формы массовых коммуникаций
Как сказал? Техника убеждения
Кому сказал? Аудитория
Также очень важно, кто воспринимает информацию.
В озраст.
Во-первых, последствиями смены жизненных циклов: с возрастом установки изменяются (чаще становясь более консервативными).
Во-вторых, последствиями смены поколений: установки людей более старшего возраста, усвоенные ими в молодости, практически не меняются, поэтому они серьезно отличаются от тех, которые усваиваются молодежью сегодня; наблюдается разрыв поколений.
- Склад мышления, доминирование левого или правого полушария.
- Интеллект, уровень образования
1. Содержание аргументов:
o Аргументы должны быть субъективно значимыми для объекта воздействия. Для этого нужно хорошо знать человека, которого необходимо убедить.
o Аргумент должен быть основан на реальных и неопровержимых фактах: научных данных, статистических данных.
o Аргументы должны содержать как позитивную, так и негативную апелляцию. Аргументы с позитивной апелляцией указывают на положительные последствия согласия с определенной точкой зрения. Аргументы с негативной апелляцией указывают на негативные последствия несогласия.
|
|
o Действенными аргументами являются аргумент с двойной аргументацией: человек, который пытается убедить других, выдвигает аргументы за и против своей позиции, но при этом аргументов «за» должно быть больше, они должны быть более сильными по содержанию в сравнении с аргументами «против».
2. Компоновка аргумента:Наиболее важные аргументы (аргументы «за») нужно помещать в начало и в конец, а слабые аргументы (аргументы «против») - в середину.
3. Контраргументы.
Если вы намерены сообщить своим родным, что хотите бросить учебу, то, вероятно, готовы к тому, что они попытаются переубедить вас. Следовательно, вы заранее можете составить список контраргументов, которые будете выдвигать против каждого из высказываемых ими аргументов.
4. Отвлечение внимания.
Убедительность вербального сообщения возрастает в том случае, когда удается отвлечь внимание аудитории настолько, что люди просто не думают о возможных возражениях. При показе рекламы за кадром звучат слова, восхваляющие кандидата, но изображение на экране занимает нас настолько, что мы и не пытаемся анализировать смысл сообщени я. Отвлечение внимания особенно эффективно, когда до содержание сообщения достаточно просто.
Для анализа механизмов попадания человека в секта необходимо уяснить 2 аспекта:
1) это ретроспективный анализ или социальное явление post factum.
2) объяснение, почему люди верят во что-то, ничего не говорит о том, правы они или нет. Эти два вопроса логически не связаны. И нас интересует именно первый.
|
|
Факторы, влияющие на вступление человека в секты
1) Коммуникатор
Преуспевающая секта имеет харизматического лидера - именно он притягивает и направляет остальных членов секты. Надежным считается тот коммуникатор, кого аудитория воспринимает как человека компетентного и заслуживающего доверия.
2) Индивидуальных характеристики «жертвы»
- доверчивость и критичность ума
- образование
- пол
- возраст
- одиночество
- состояния (стресс, депрессия)
3) Содержание сообщения
Сообщение должно содержать эмоциональные призывы, обещать тепло, одобрение, и поддержу, которыми окружают их в группе.
4) Использование специальных приемов
· Наделение ответственностью
Людям свойственно внутренне признавать обязательства, принимаемые на себя добровольно, публично и неоднократно. Новички быстро узнают, что быть членом секты - дело непростое. Тем не менее вскоре они становятся членами команды. Внутренние ритуалы сообщества, публичная агитация и сбор пожертвований усиливают у вновь обращенного ощущение, что он является членом группы. Чем сильнее личные обязательства, тем сильнее потребность оправдать их.
· Феномен «ноги в дверях»
Стратегия вербовки основана скорее на методе «ноги в дверях»: вербовщики сначала обычно приглашают людей на званый обед, а затем предлагают провести уик-энд в атмосфере человеческого тепла и философских дискуссий о смысле жизни. В конце уик-энда воодушевленные гости присоединяются к песнопениям, какой-нибудь общей деятельности, дискуссиям. И лишь намного позднее потенциальных обращенных склоняют к тому, чтобы принять участие в более продолжительном испытании на служение общему делу. Постепенно занятия вовлекаемых в секту становятся все более значимыми: им поручается сбор пожертвований и вербовка новых членов.
· Многократность и многоканальность призывов
Сообщение повторяется по разным каналам: во время проповедей, обсуждений в малых группах или при прямом социальном давлении.
· «Социальный коллапс»
Секта обычно отрывает своих последователей от их прежней системы социальной поддержки и вовлекает их в изолированное сообщество. В этом случае происходит то, что называют «социальным коллапсом»: внешние связи становятся все слабее и слабее, и наконец группа полностью отгораживается от внешнего мира и ее члены начинают общаться исключительно друг с другом. Оторванные от семьи и друзей, люди обычно теряют способность к критическому мышлению. Единственной реальностью для них становится жизнь группы.
· «Безумие двоих»
Существует феномен, который психиатры называют folie a deux, что в переводе с французского означает «безумие двоих». Когда к двоим, объединенным общими идеями, присоединяются другие люди, социальная изоляция группы способствовует развитию еще более специфического мышления.
· «любовные атаки»
Потенциальные сектанты, не подвергаются атакам, напоминающим периода «ухаживания». «Жертву» окружают особым вниманием и заботой.
Многое из сказанного выше верно и для тех психотерапевтических сообществ, члены которых стараются противостоять пагубной привычке злоупотребления алкоголем или наркотиками. Подобно религиозным сектам, ревностные члены группы взаимопомощи формируют плотный «социальный кокон», исповедуют строгие убеждения и оказывают глубокое влияние на поведение своих собратьев.