Планирование деятельности и бизнес-план
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
Одним из важных моментов в деятельности предпринимателя как на стадии создания своего дела, так и на стадии текущего функционирования является планирование. Процессы планирования достаточно сложны, то есть на пути достижения цели предпринимателю приходится составлять систему краткосрочных планов, которые сливаются в среднесрочные, а затем и долгосрочные. При этом приходится учитывать большое количество разнообразных факторов.
Основным методом планирования деятельности, распространившимся в настоящем в предпринимательской среде, является бизнес-планирование. Бизнес-план представляет собой документ, позволяющий ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать капитал в данный проект, принесёт ли прибыль его реализация, какова будет его рентабельность?». Отсюда следует, что бизнес план – это экономически обоснованный документ, показывающий реальность планируемого проекта. Вместе с тем, бизнес-план выступает как средство рекламы, продвижения проекта для привлечения будущих партнёров и инвесторов. Поэтому он должен содержать информацию, представляющую интерес для кредиторов, банкиров, партнёров по бизнесу, а нередко и лицензирующих органов.
В предпринимательской практике и научной литературе отсутствует однозначный методический подход к содержанию и структуре бизнес-плана. Это объясняется тем, что бизнес-план составляется:
· для достижения в разных случаях разных целей;
· для деятельности в разных сферах;
· для реализации разных стратегий достижения одной и той же цели.
Вместе с тем можно назвать те обязательные разделы, которые должны быть в бизнес-плане:
1. Общая характеристика фирмы.
2. Общая характеристика товара/услуги.
3. Предполагаемые рынки сбыта.
4. Состояние конкуренции на предполагаемых рынках сбыта.
5. План маркетинга.
6. План производства.
9. Финансовый план.
10. Приложения.
Ниже кратко раскрыто содержание всех перечисленных разделов бизнес-плана.
Этот раздел бизнес-плана, несмотря на то, что он идёт первым, реально прописывается в последнюю очередь, когда уже прояснятся многие детали плана. При этом он обычно содержит:
· основные цели фирмы;
· основные стратегии, используемые фирмой для достижения своих целей;
· перечень конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в рамках принятых стратегий;
· конкретная сфера деятельности фирмы в планируемый период;
· какие средства нужны для планируемой деятельности фирмы и где их предполагается изыскивать;
· чем производимые фирмой товары/услуги лучше подобной продукции, производимой конкурентами, и почему покупатели будут приобретать именно их;
· какие объёмы продаж прогнозируются в ближайшие годы;
· какова ожидаемая выручка от этих продаж;
· каков средний уровень прибыльности инвестиций/капитала в данной сфере;
· по истечении какого срока будут полностью возвращены заёмные средства;
· характерные и особые условия работы фирмы;
· контактная информация руководителей фирмы.
3.2.3. Характеристика товара/услуги
Написанию данного раздела бизнес-плана обычно предшествуют значительные работы по выбору товаров/услуг, которые планируется сделать основой деятельности фирмы. В результате в бизнес-плане должны появиться ответы на вопросы:
· какие товары/услуги будут производиться фирмой, каковы их характеристики;
· какие выбраны наименования для планируемых товаров/услуг и их внешний вид (фото, образцы, модели);
· какие потребности (настоящие и потенциальные) данный товар будет удовлетворять;
· как часто этот товар/услуга будет приобретаться потребителями (регулярно, периодически, эпизодически, случайно);
· к какой ценовой категории относятся выпускаемый товар/услуга (дешёвые, средние, дорогие);
· насколько данные товары/услуги отвечают требованиям стандартизации и сертификации;
· как долго предполагается продавать данный товар/услугу на рынке;
· на каких рынках и каким способом предполагается продавать данный товар/услугу;
· что в данных товарах/услугах составляет конкурентное преимущество перед другими аналогичными товарами и товарами-заменителями.
Поиск ответов на поставленные вопросы связан с проработкой большого объёма информации, поиск которой иногда сам по себе превращается в проблему.
3.2.4. Рынок сбыта товаров/услуг
Рынок сбыта товаров/услуг представляет собой совокупность покупателей, которые и формируют спрос на него. Следовательно, характеристика рынка сбыта состоит из характеристик покупателей, формирующих спрос. Поэтому необходимо рассмотреть ряд моментов:
· следует определиться с источниками необходимой информации о рынке, то есть решить будут ли это собственные исследования или исследования каких-то специализированных организаций;
· следует определить, будет ли спрос на данный товар стабильным или будет меняться, а если будет меняться, то в какую сторону. Соответственно должны быть выявлены причины таких изменений и продуманы меры, позволяющие их предугадать и учесть. Также следует выяснить, как ведут себя конкуренты в аналогичной ситуации;
· на основе собранной информации необходимо определить рыночные тенденции, то есть выяснить какие группы покупателей и почему будут покупать данный товар сейчас, в ближайшей и долгосрочной перспективе и какой уровень цен при этом должен быть установлен;
· на основе вышеизложенного следует продумать комплекс мероприятий, реализация которого позволит удержать данную нишу на рынке.