|
|
|
Хозяйственные организации могут иметь следующие формы собственности:
- государственную
- муниципальную
- общественную
- арендную
- частную
- групповую
- смешанные формы собственности.
Хозяйственные организации разделяются на 4 группы:
1. Микро.
2. Малые.
3. Средние.
4. Крупные.
К малому предприятию могут быть отнесены хозяйственные организации, удовлетворяющие следующим критериям:
1. Доля уставного капитала, принадлежащая его учредителям, не являющимся субъектами малого предприятия, не должна превышать 25% от уставного капитала. (Этот критерий позволяет отличить малые от дочерних.)
2. Предельное значение среднесписочной численности работников не должно превышать (среднесписочные – штатные сотрудники без совместителей и договорников):
|
|
промышленность
строительство
транспорт 100 человек
сельское хозяйство
инновационная деятельность
(научно-технические разработки) 60 человек
наука
научное обслуживание
розничная торговля
общественное питание
бытовое обслуживание 30 человек
оптовая торговля
другие виды деятельности 50 человек.
Классификационные характеристики, формы хозяйственных организаций. Отношение к собственности.
Характеристика хозяйственных организаций по пунктам, отличным от величины:
1. По времени действия:
- срочные (в регистрационных документах указывается, на какой срок создана организация);
- бессрочные.
2. По сезону:
- такой вид организации дает возможность набирать персонал на определенный период.
3. По масштабу производства:
- единичные;
- серийные;
- массовые.
4. По специализации производства:
- специализированные;
- универсальные.
5. По номенклатуре:
- монономенклатурная;
- многономенклатурная.
Формы хозяйственных организаций.
1. ООО – Общество с Ограниченной Ответственностью.
2. Общество с дополнительной ответственностью.
3. АО – Акционерное Общество.
4. Полное товарищество.
5. Товарищество на вере.
6. Производственный кооператив.
7. Унитарные предприятия.
8. Потребительский кооператив.
9. Учреждение.
10. Ассоциации и союзы.
Хозяйственные организации располагают собственностью, необходимой для производства основного продукта.
Отношение к собственности:
1. Владение (право потребления вещи и получение от него дохода) может быть законным и незаконным. Законным владельцем может быть несобственник (арендатор или залогодержатель).
|
|
2. Пользование (эксплуатация вещи с правом получения дохода).
3. Распоряжение (право определять юридическую судьбу вещи). Может существовать отдельно от владения.
4. Ответственность гражданская или бремя собственности – обязанность возмещения убытков, уплаты неустойки за причиненный собственнику ущерб (долевая, солидарная, субсидиарная).
(Субсидиарная – дополнительная ответственность третьих лиц, если они гаранты по договору.)
Фирма – вид организации, основное звено рыночной экономики. Она определяет деловую активность национального хозяйства. А государство призвано создавать условия для эффективной работы фирм, системы законов и другие нормативные акты. Фирма, с одной стороны, организация преобразующий исходную продукцию в конечный продукт; а с другой стороны, юридическая фирма сущ-ия бизнеса, соответствующим образом зарегистрированная предпринимательская единица, обладающая коммерческой самостоятельностью.
Чтобы фирма была успешной, необходимо пользоваться следующими выводами (уроками):
- все участники должны отчётливо представлять, даже самые отдалённые, перспективы;
- предприниматели должны быть оптимистами;
- успех сопутствует тому, кто сумел создать даже в крупной организации ощущение небольшого тесно сплочённого коллектива;
- поставленная ориентация на завоевание новых позиций на рынках сбыта;
- фирма должна быть убеждена, что представили лучшие товары и услуги;
- поставлено внимание обслуживанию потребителя;
- умение сосредотачиваться на ключевых аспектах деятельности;
- проявлять гибкость в управлении организацией;
создавать привлекательные условия труда для своих работников.
Социальная сфера организации.
Структура и функции.
Соц. сфера - сфера, которая вместе с технической и экономической составляет единое целое организации. Успешная деятельность любой организации зависит от высокой результативности совместного труда, знаний в ней работников, квалификации, от уровня образования; так же от того, насколько условия труда благоприятствуют удовлетворению материальных и духовных потребностей людей.
Социальное развитие организации означает, что в ней происходят изменения к лучшему в материальном, общественном и духовно-нравственных условиях, в которых работники организаций трудятся, живут с семьями в которых происходит распределение и потребление благ, значит, социальное развитие должно направляться на:
1. совершенствование социальной структуры персонала, его демократического, профессионально-квалификационного состава, в т.ч. регулирование численности работников, повышение образовательного и культурно-технического уровня.
2. улучшение эргономических, санитарно-гигиенических и иных условий работы, охраны труда.
3. стимулирование средствами морального и материального вознаграждения за эффективный творческий труд.
4. создание и поддержание в коллективе здоровой социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных и межгрупповых связей, способствующих дружеской работе, а так же раскрытию интеллекта и нравственного потенциала каждой личности. Формировать условия при которых работник будет испытывать удовлетворённость своим трудом.
5. обеспечение социального страхования работников, соблюдение их социальных гарантий и гражданских прав.
6. следует заботиться о росте жизненного уровня работников, об удовлетворении потребности в жилье, промышленных товарах и продуктов питания. Заботиться об организации полноценного досуга, т.е. управление социальным развитием должно быть подчинено нормальному функционированию и нормам использования потенциальных возможностей организации, достижение её главных целей.
|
|
Управление социальным развитием - специфический вид менеджмента, который имеет свой объект, методы, формы выработки и реализации управленческих решений.
Социальные факторы применительно к организации выражают содержание изменений, образующих ею социальную среду в условиях и адекватные этим изменениям последствия.
Социальные факторы различия по направленности и по формам воздействия на персонал в пределах самой организации. К основным факторам непосредственно социальной среды организации относятся:
1. потенциал организации, её социальная инфраструктура.
2. условия работы и охраны труда.
3. социальная защищённость работников.
4. социально-психологический климат коллектива.
5. материальное вознаграждение за труд.
6. внерабочее время и использование досуга.
Социальная инфраструктура - комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации. В условиях РФ перечень таких объектов включает:
- обобществлённый жилищный фонд (дома, общежития).
- объекты коммунального хозяйства (телефон, тепло, водоснабжение, бани, гостиницы, прачечные).
- медицинские и профилактические учреждения.
- объекты образования и культуры (школы, ВУЗы, клубы, театры, библиотеки).
- объекты торговли и общественного питания (магазины, кафе, рестораны).
- подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов.
- объекты бытового обслуживания (ателье, пункт проката).
- спортивные сооружения (стадионы, бассейны, аквапарки, базы массового отдыха).
- коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества.
Организации в зависимости от масштабов, формы собственности, места расположений и других условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктуры или рассчитывать на кооперацию с другими организациями, и на муниципальную базу социальной сферы.
Но в любом случае забота о социальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социального развития. Условие труда и охрана труда включают факторы:
|
|
- оснащенность современной техникой, степень механизации и автоматизации;
- организация труда с учётом внедрения современных научно-технических достижений в производство, укрепление трудовой производственно-технологической дисциплины, усиление личной и групповой ответственности;
- сокращение тяжёлых и вредных для здоровья работ. При необходимости выдача специальной одежды и других средств для индивидуальной защиты;
- соблюдение социально-гигиенических норм, связанных с состоянием производственных помещений (чистота, шум);
- наличие различных бытовых помещений (раздевалки, буфет, душ).
Социальную защиту для работников организаций составляют мероприятия по социальному страхованию, а так же гарантии установленные действующим законодательством и записанные в коллективном договоре.
В социальную защиту включаются:
- минимальная оплата труда или оплата по тарифной сетке;
- утвержденный законом ежегодный оплачиваемый отпуск (28 дней);
- возмещение вреда здоровью в связи с исполнением трудовых обязательств;
- отчисление в пенсионный фонд и фонд социального страхования;
- выплата пособий по временной нетрудоспособности, а так же матерям по уходу за ребёнком;
- оплата работникам во время учёбы или повышения квалификации.