Международный бизнес

Сущность и виды м/н бизнеса

1. Сущность и субъекты м/н бизнеса

М/н бизнес подразумевает ведение деловых операций партнерами из более, чем одной страны. МБ может отличаться от внутреннего по ряду признаков:

в разных странах, вовлеченных в МБ, могут использоваться разные валюты, что приводит к необходимости ее конвертации и страхования ценовых рисков, связанных с изменением валютного курса;

существует вероятность наличия расхождений между правовыми системами разных стран, что вынуждает стороны вносить коррективы в свои действия, чтобы привести их в соответствие с местным законодательством[1] (национальное законодательство, м/н конвенции, регламентирующие данную область, политическая ситуация). В некоторых случаях законодательные нормы разных стран могут оказаться несовместимыми с принципами ведения планируемого бизнеса, что является препятствием для принятия решения о его развитии;

политическая обстановка в стране и межстрановые торгово-экономические и политические отношения;

между культурами разных стран также существуют различия, вынуждающие каждую из сторон формировать стратегию своего поведения таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ожиданиями другой стороны (религия, особенности национального характера, национальная кухня);

обеспеченность природными ресурсами, уровень квалификации рабочей силы, уровень инновационности экономики, инвестиционная привлекательность определяет тип бизнеса, как в отраслевом, так и в географическом направлении.

В круг обязанностей специалиста МБ входит правильный выбор стран, где будет продаваться продукция компании и стран, где будут приобретаться необходимые ресурсы (ММ). Кроме того, в обязанность таких специалистов входит координация деятельности зарубежных дочерних предприятий в соответствии с нормами, принятыми налоговыми, таможенными, банковскими и прочими контролирующими органами соответствующей страны, а также других стран, где заключаются и исполняются деловые коммерческие операции (м/н менеджмент, ценообразование, налогообложение, таможенное дело, банковское дело, финансовый менеджмент).

Термин «МБ» может обозначать разные понятия, вытекающие из разных контекстов:

МБ = М/н компания, организация, фирма.

МБ = Комплекс м/н деловых операций.

В МБ выделяют 2 основные группы субъектов:

взаимодействующие бизнес-структуры – хозяйствующие субъекты (конкретные экономические фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность);

совокупность институтов, которые регулируют деятельность хозяйствующих субъектов и отношения между ними и реализуют экономическую политику на отраслевом, региональном, национальном, межгосударственном и наднациональном уровнях.

К ключевым хозяйствующим субъектам, формирующим МБ относят:

• ТНК (??? критерии отнесения бизнеса к ТНК???): с национальным капиталом и капиталом, принадлежащим лицам из других стран;

• долгосрочные стратегические альянсы ТНК (с 90-ых – форма м/н межфирменного сотрудничества);

ТНБ - крупные м/н кредитно-финансовые объединения, имеющие за границей разветвленную сеть филиалов.

2. Формы м/н предпринимательской деятельности

Экспорт - это продажа продукции, произведенной в своей стране, с целью дальнейшего использования или перепродажи на территории других стран.

Импорт - это закупка продукции, произведенной в других странах, с целью дальнейшего использования или перепродажи на территории своей страны. Машины и оборудование.

Все экспортно-импортные операции подразделяются на две группы:

- торговля товарами (материальными продуктами), такими как предметы одежды, компьютеры, а также сырье. (США - merchandise exports and imports, В/б - visible trade); классификаторы ТНВ - товарная номенклатура. Смотреть ПУЗАНКОВА и ВОРОНКОВА раздел: классификаторы.

- торговля услугами (нематериальными продуктами), такими как банковские, транспортные и бухгалтерские услуги, страховые, консультационные, таможенные и другие. (США - services exports and imports, В/б - invisible trade).

Зарубежные инвестиции – передача капитала резидентами одной страны для дальнейшего его использования резидентами другой страны. Такие инвестиции подразделяются на две категории:

Прямые зарубежные инвестиции (foreign direct investments, FDI) - это вложение капитала с целью осуществления, приобретения и реального контроля над объектами собственности, активами и целыми компаниями в других странах (страна, на территории которой находится штаб-квартира материнской компании, - страна происхождения (home country), а страна, на территории которой эта компания ведет бизнес, - страна, принимающая инвестиции, или страна пребывания (host country)). Законодательство разных стран определяет ПИИ в первую очередь по минимальным процентам владения, долей уставного капитала.

Портфельные инвестиции (portfolio investments) - это приобретение зарубежных финансовых активов (акций, облигаций и депозитных сертификатов), не ставящее целью осуществление контроля над бизнесом, имеют высокую степень мобильности и главная цель портфельных инвестиций от получения курсовой стоимости ценных бумаг. Для развития экономик портфельные инвестиции менее желательный чем прямые.

Лицензирование (licensing) предполагает заключение договора, в соответствии с которым фирма, находящаяся в одной стране, выдает компании другой страны лицензию на использование своей интеллектуальной собственности (патентов, торговой марки, фирменного названия, авторских прав или секретов производства) обмен на выплату роялти - лицензионных платежей.

Франчайзинг (franchising) - это особая форма лицензирования, система контрактных отношений, при которых одна страна - франчайзер, предоставляет право другой стороне, франчаизи использовать свое имя технологию, или ноу - хау, для ведения своего дела, при сохранении полной юридической и экономической самостоятельномти в обмен на уплату роялти. Суть которой состоит в том, что фирма, находящаяся в одной стране (франчайзер), выдает компании из другой страны (франчайзи) разрешение на использование своей технологии производства, а также бренда, торговой марки и логотипа в обмен на выплату роялти - лицензионных платежей. Британская ассоциация франчайзинга, европейская федерация франчайзинга, и международная ассоциация франчайзинга.

Характерные признаки франчайзинга:

• Полная юридическая и экономическая самостоятельность сторон

• Оформление отношений контрактов на определенный срок

• Наличие у франчайзера разработанной системы ведения бизнеса

• Владение франчайзером товарным знаком, торговой маркой, патентом или ноу-хау

• Передача франчайзером пакета прав интеллектуальной и промышленной собственности

• Вознаграждение франчайзеру за права

• Осуществление инвестиций в развитие франчаизи.

• Обучение персонала франчаизи организации ведения бизнеса франчайзером

• Соблюдение франчаизи единых стандартов качества товаров или услуг

• Единообразие технологии помещений

• Осуществление контроля франчаизи со стороны франчайзера.

Классифицируется по характеру производственно-технологических связей:

1. Торговый франчайзинг

2. Производственный

3. Сервисный

4. Бизнес формат

Регулирование франчайзинга осуществляется через специальные законы, гражданские кодексы и стандартные коммерческие законы по торговле, международные и национальные ассоциации франчайзинга и этические кодексы.

Отраслевая структура франчайзинга - самые высокие проценты по франчайзингу - рестораны быстрого обслуживания 20%, строительство 13%.

Одежда - 11%. Продукты 7%, автомобили - 6%, недвижимость 5%, гостиницы 3%. Услуги населению 10%.

Лидеры в международном франчайзинге США. 776000 предприятий по франчайзингу. По темпам прироста занимает Россия.

Распределение 100 лучших франшиз.

1. Еда

2. Фитнес клубы

3. Коммунальные услуги

4. Автосервис и заправки

5. Недвижимости

6. Рестораны гостиницы

7. Образование включающие бизнес тренинги

8. Полиграфия

9. Продажа продукта питания

10. Страхование

11. Финансы и оптимизации налогов

Управленческий контракт (management contract) - это соглашение, в соответствии с которым компания в одной стране дает фирме, находящейся в другой стране, согласие на управление мощностями этой фирмы или оказание иных управленческих услуг за определенное вознаграждение, размер которого оговорен в контракте.

Деловые внешнеторговые м/н операции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: