По организационным формам взаимодействия участников операций
По способам закупки и продажи товаров и оказания услуг
• Прямой экспорт/импорт (70%).
• Ре-экспорт (вывоз ранее ввезенного).
Причины возникновения:
• Продажи на м/н биржах и аукционах
• Это – составная часть более сложной операции
• Получение большей прибыли на разнице в ценах на разных рынках
• Вынужденная перепродажа в третью страну по причине нереализации в стране импорта
• Ре-импорт (ввоз ранее вывезенного)
• Возвращение с консигнации
• Брак
• Товары, не проданные на аукционах, ярмарках, биржах
• Продажа на товарных аукционах
• М/н торги
• М/н биржи
• М/н выставки/ярмарки
• Прямые операции через филиалы, дочерние компании и совместные предприятия
• Через независимые торговые фирмы
• Через комиссионеров и консигнаторов
• Через агентские фирмы
• Через брокеров и поверенных
• Через дилеров и дистрибьюторов
2. Характерные черты м/н сделок
Современные м/н сделки характеризуются следующими чертами:
|
|
1. Произошло значительное расширение номенклатуры выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг, расширение поставок промежуточной продукции, ее усложнение, что потребовало удлинения сроков исполнения контрактов.
2. Комплексный характер сделок на поставку оборудования для монтажа и ввода в эксплуатацию производственных линий. Как следствие формируется комплекс сопутствующих услуг, которые оказываются как до подписания основного контракта, так и после подписания (лицензионные договоры).
3. Рост масштабов сделок. Они состоят из крупных соглашений, включая поставку оборудования, предоставление сопутствующих услуг и обязательств по финансированию, страхованию, таможенному оформлению, транспортным и банковским услугам.
4. Расширение практики поставок «под ключ», особенно такие договоры практикуются с развивающимися странами или относительно уникального оборудования, поставляемого в развитые страны.
5. Осуществление крупномасштабных сделок совместно с компаниями разных стран путем создания консорциумов.
6. Прямые контракты при поставках оборудования приводят к установлению устойчивых кооперационных связей с включением научно-исследовательских и проектных работ.
7. Усложнение формирования пакета сопроводительных документов при экспортно-импортных сделках, которое связано с активным использованием протекционистских мер тарифного и нетарифных методов регулирования межстрановых товарных потоков.
Прямой метод закупок и реализации товаров и услуг используется в следующих случаях:
• При продажах и закупках на внешних рынках промышленного сырья на основе долгосрочных контрактов
|
|
• При экспорте/импорте крупногабаритного и дорогостоящего оборудования
• Экспорт/импорт стандартного многосерийного оборудования через собственные заграничные филиалы и дочерние компании с розничной торговой сетью
• При закупках с/х продукции у фермеров развивающихся стран
• Прямой экспорт/импорт, связанный с государственными закупками, как в развитых, так и в развивающихся странах
Особенности прямых связей:
• Предусматривают поставку заранее определенных видов продукции, ориентированы на специальных требования иностранных потребителей.
• При поставках сложного и комплектного оборудования устанавливается система связей между производителями, субпоставщиками и фирмами, комплектующими и консультирующими монтаж оборудования.
• Длительность и устойчивость отношений, вытекающая из стабильного обеспечения производственных процессов (в США 2/3 экспорта - прямые поставки, Великобритания – 70%), т.к. связи устанавливаются через филиалы и дочерние компании.
С помощью посредников реализуется стандартная промышленная продукция и потребительские товары.
К услугам торговых посредников чаще всего прибегают крупные промышленные компании:
• При реализации второстепенных видов продукции
• Продукция продвигается на отдельные и слабо изученные рынки
• На рынки малой емкости
• При продвижении новых товаров
• При отсутствии в стране-импортере собственной сбытовой сети
• При ввозе в страну, где сбыт монополизирован крупными торгово-посредническими фирмами
• Если крупная промышленная фирма имеет незначительный внешнеторговый оборот или эпизодически выходит на внешние рынки
Преимущества посредников:
Осуществление операций в транспортировке, хранение, страхование, кредитование, таможенное оформление грузов происходит с меньшими издержками.
Возможность организации со стороны производителя послепродажного технического обслуживания.
Организация рекламы, маркетинговых исследований рынка и оформление пакета документов, обеспечивающих подготовку, заключение и исполнение контрактов.
Тенденции посреднической деятельности:
• Значительное усиление потоварной специализации посредников.
• Произошло подчинение посредников крупным производителям, которые их финансируют и организуют дилерско-дистрибьюторские распределительные сети.
Сделки купли-продажи в МБ по основным товарным группам