Принципы, формы и методы государственного регулирования сельского хозяйства

Задания и основные направления государственного регулирования сельского хозяйства в Украине.

Понятие и содержание государственного регулирования сельского хозяйства.

В соответствии со ст.13 Конституции Украины государство обеспечивает защиту прав всех субъектов хозяйствования, социальную направленность экономики.

Постановлением Верховного Совета Украины от 14.02.1992 г. // ВВР. – 1992. - №20. – ст.27. и Положением «О Министерстве аграрной политики», утвержденного Указом Президента Украины от 07.06.2000г., определены основные направления и задания государственного регулирования и управления сельским хозяйством.

Государственное регулирование сельского хозяйства – это экономическое влияние государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

Государственно-правовое регулирование сельским хозяйством характеризуется совокупностью мероприятий относительно определения системы органов государственного управления, которые наделены соответствующими полномочиями в этой отрасли, принятием и надлежащим выполнением аграрных законов и нормативно-правовых актов о сельском хозяйстве.

Различия между управлением и регулированием заключается в широте воздействия на определенные виды общественных отношений. Регулирование непосредственно не связано с подчинением определенных объектов, но предполагает определенное управленческое воздействие.

Если основу государственного управления сельским хозяйством составляет воздействие на развитие производства, то регулирование – это такое целенаправленное воздействие субъектов на объект, когда определяется направление, рамки функционирования объекта, устанавливаются глобальные стратегические цели, главные задачи, средства их решения.

Государственное регулирование отличается от государственного управления спецификой методов и форм воздействия, а также субъектами.

Регулирование предполагает направление деятельности нескольких систем отраслевых органов, постановку общих вопросов, а управление обеспечивает непосредственное воздействие на предприятия и учреждения, т.е. такое воздействие, когда между субъектом и объектом управления нет промежуточных звеньев. Управление, которое не имеет непосредственного характера, преобразуется в регулирование.

Государственное регулирование имеет целью достижение максимальной эффективности для удовлетворения спроса населения в продуктах питания, сырья и продовольствии растительного и животного происхождения. Задачей государственного регулирования является координация и развитие межотраслевых и внутриотраслевых связей.

Итак, государственное регулирование – это экономическо-правовые меры, направленные на установление рыночных отношений, разгосударствление, приватизацию, предпринимательство, развитие села и разных форм хозяйствования с целью улучшения организации производства и доведения продукции сельского хозяйства до потребителя.

В действующем законодательстве определены такие основные направления государственного регулирования и управления:

- формирование рынка земли и сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- финансирование, кредитование, страхование субъектов АПК;

- налаживание производства отечественной сельскохозяйственной техники, других средств сельскохозяйственного производства;

- надлежащее материально-техническое обеспечение товаропроизводителей техникой отечественного производства;

- защита отечественных производителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства.

Принципы государственного регулирования сельского хозяйства, которые, как правило, отображены в действующей правовой системе:

- одни из них непосредственно зафиксированы в правовой норме;

- другие необходимо выводить из общего направления правового регулирования взаимоотношения субъектов;

- третьи закреплены в локальном законодательстве;

- четвертые, хотя и не нашли конкретного отражения в законодательстве, но являются идеями, проходящими через систему законов и норм.

1. создание равных условий для развития всех форм собственности.

2. принцип свободы предпринимательской деятельности.

3. принципы законности.

4. принцип совмещения отраслевого и территориального развития.

5. принцип единения и дифференциации в подходе к субъектам сельскохозяйственной деятельности.

6. принцип взаимодействия и взаимосогласованности деятельности всех предприятий агропромышленного комплекса.

7. принцип достижения конечных результатов в сельскохозяйственном производстве.

Формы государственного регулирования сельского хозяйства непосредственно выражают действия государственных органов по регулированию сельскохозяйственными предприятиями, структуру их деятельности и основы ее реализации.

Целесообразно придерживаться такой классификации форм деятельности государства:

- правотворческая;

- правоприменительная;

- правоохранительная;

- организационная деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: