Матричные модели, используемые в зарубежной практике стратегического планирования

Известно более тридцати общепринятых моделей и методов, используемых в практике стратегического планирования зарубежных компаний. Наибольшую известность получили следующие из них.

1. Стратегическая матрица Бостон Консалтинг Груп. Продукция, которая производится компанией (или планируется к производству) разбивается на четыре категории, составляющих матрицу из четырех квадрантов.

Первый - это "трудные дети " - как правило, новые товары, которые не приносят еще прибыли и нуждаются в инвестициях, рекламе, продвижении на рынок, в перспективе могут стать весьма прибыльными.

Второй - это "звезды" - товары, которые приносят компании основную прибыль и способствуют экономическому росту, однако нуждаются еще в инвестициях.

Третий - "дойные коровы" - товары, находящиеся в периоде зрелости, не нуждаются в инвестициях, в очень малой степени способствуют экономическому росту, однако дают достаточную прибыль, используемую для финансирования "трудных детей".

Четвертый - "собака на сене", "неудачники" - товары, требующие затраты ресурсов и не дающие ни достаточной прибыли, ни экономического роста.

Стратегии, разрабатываемые на основе данной матричной модели, направлены на финансирование "трудных детей", которые в скором времени могут стать "звездами", на поддержку достаточного количества "звезд", которые призваны обеспечить долгосрочный рыночный успех компании, и "дойных коров", способствующих финансированию "трудных детей".

2.Известна матричная модель Майкла Портера (Гарвард Бизнес Скул), согласно которой ситуационный анализ выделяет пять активных элементов конкурентной среды, определяющих интенсивность конкуренции в отрасли и, соответственно, ее привлекательность. Первым из них рассматривается конкуренция, существующая внутри отрасли и определяющая стабильность рынка. В качестве внешних влияющих факторов изучаются:

- угроза появления новых конкурентов (потенциальные участники отраслевой конкуренции, способные захватить значительную долю рынка);

- угроза появления новых товаров - заменителей, производимых и планируемых к производству, в других отраслях, способных отвлечь на себя значительную часть спроса;

- рыночная позиция поставщиков, степень ценового давления при поставках производственных ресурсов;

- рыночная позиция покупателей, степень давления покупательского спроса в направлении снижения отпускных цен.

Стратегические планирование осуществляется на основе ситуационного анализа, проводимого по описанной схеме.

3.Матричная модель "Степень развития отрасли " Артур Д.Литтл Инк. основывается на рассмотрении стадий жизненного цикла, на которых находятся составные элементы продукции компании - стратегические бизнес-единицы. Рассматриваются четыре стадии зрелости:

- зарождающаяся (выпуск продукта на рынок, выяснение, будет ли он иметь успех на рынке; значительные инвестиции и затраты на маркетинг)

- растущая (рост продаж продукта, который начинает приносить прибыль, хотя затраты на рекламу и продвижение еще значительны)

- зрелая (продукт имеет стабильный рынок, приносит регулярную прибыль, затраты незначительны и связаны только с его рекламной поддержкой);

- стареющая (сокращается объем продаж, падает спрос, резко снижается прибыль).

Основная идея модели - движение продуктов и отраслей не обязательно должно происходить в одном направлении, от зарождения к старению; путем построения конкурентоспособной стратегии можно поддерживать максимальную долю бизнес-единиц компании на стадиях роста и зрелости, не допуская их перехода к стадии старения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: