Основные виды международных ценных бумаг

Начиная с 1963 г. появился рынок «евробондз», который в возрастающих масштабах стал источником привлечения финансовых ресурсов корпорациями и государством многих стран. В отличие от иностранных облигаций еврооблигации выпускаются национальными эмитентами в одной из иностранных валют и могут размещаться одновременно в нескольких странах. Такие эмиссии называют глобальными, позволяющими эмитенту диверсифицировать потенциальную базу своих инвесторов и снизить риск от падения цен на каком-нибудь обращающемся облигационном национальном рынке.

Среди глобальных еврооблигаций особенно сильно прослеживается ведущая роль доллара США как валюты займа. Имеется разновидность глобальных облигаций, которые одновременно размещаются на рынках Европы, Азии и США, их называют глобальными зарегистрированными нотами.

В отличие от иностранных облигаций евробонды являются ценными бумагами на предъявителя, не требуется регистрации проспектов эмиссий этих бумаг в национальных органах стран размещения, срок их обращения составляет от 3 до 30 лет. Кроме того, эти ценные бумаги не подпадают под жесткие национальные ограничения. Порядок их эмиссии, размещения и обращения регулируется рынком, частными организациями, занятыми в этом процессе. Только в некоторых странах, в частности Германии, Японии, Франции устанавливают время и объемы выпуска еврооблигаций.

В мировой практике в зависимости от эмитента выделяют еврооблигации:

· Государственные или суверенные;

· Муниципальные или региональные;

· Корпоративные.

В роли корпоративных эмитентов выступают коммерческие банки стран. Что касается первых двух групп, то, например, в России в роли эмитентов выступали администрации Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода.

При этом суверенные еврооблигации получают рейтинг, совпадающий с рейтингом страны. А для муниципальных – обязательно наличие двух кредитных рейтингов, присвоенных признанными на международном уровне агентами.

В последнее десятилетие широкое развитие на мировом рынке ценных бумаг получают евроноты (EMTNs). В отличие от еврооблигаций, эти ценные бумаги носят именной характер и являются более «короткими». Они имеют плавающую ставку процента и предлагаются по цене ниже номинальной стоимости.

Одним из самых распространенных финансовых инструментов за последнее время стали еврокоммерческие бумаги. В отличие от еврооблигаций, евронот, они являются инструментом денежного рынка со сроком обращения до 1 года. Еврокоммерческие ценные бумаги не обеспечены имуществом, но их эмитируют крупные и известные компании с достаточно высоким кредитным рейтингом. К тому же эти бумаги могут эмитироваться непервоклассными заемщиками, но последние должны быть гарантированы надежным банком, выставляющим аккредитив сроком до 1 года.

На мировом рынке ценных бумаг с начала 60-х гг. ХХв. появляются конвертируемые еврооблигации, эмитентами которых явились вначале американские компании, затем и японские. Эти ценные бумаги представляют собой сочетание двух типов ценных бумаг как конвертируемые облигации, так и еврооблигации. Как и обычная конвертируемая еврооблигация дает право конвертировать ее в определенный момент в акции эмитента в другие долговые бумаги. Эта еврооблигация дает инвестору возможность:

· Обеспечить стабильный приток дохода до момента конверсии по ставкам процента, которые несколько ниже, чем по обычным облигациям;

· Стать акционером компании в случае реализации опционного права.

Известно, что сильная зависимость развития производства от банковского кредитования только усугубляет ситуацию, это обуславливает появление рынка ценных бумаг. Финансовые инструменты, мобилизуя значительную часть сбережений населения и частного капитала, инвестируются в крупные инвестиционные проекты и в реальный сектор экономики. Об этом свидетельствует мировая практика.

В мире на сегодня облигации, как финансовый инструмент, получили очень широкое распространение. Мировой рынок облигаций превосходит по своему объему рынок акций. Об этом свидетельствуют приведенные данные по объему облигационных выпусков, прошедших листинг на ведущих биржах мира.

Существует пять основных методов продажи и покупки облигаций вне фондовой биржи.

К первому из них относится андеррайтинг. который представляет собой гарантированную эмиссию. В этом случае инвестиционный банк дает корпорации-эмитенту гарантию размещения ее облигаций и получения определенного количества денежного капитала. Банк приобретает всю эмиссию по согласованному курсу с помощью ссуд коммерческих банков, а затем продает их различным инвесторам по более высокому курсу, получая прибыль в виде комиссионных.

Второй – это так называемый «публичный метод», суть которого в свободном предложении облигаций на рынке ценных бумаг, что позволяет избежать регистрационных и распределительных расходов со стороны Комиссии по ценным бумагам и бирже США. Здесь эмиссияшироко не рекламируется, и инвестиционный банк берет на себя посредничество, но при этом он не покупает всю эмиссию облигаций, а лишь от имени корпорации предлагает ее на рынке различным инвесторам. После реализации бумаг он также получает комиссионные. В результате устанавливаются тесные связи между корпорацией и кредитно-финансовыми институтами.

Третий метод заключается в прямом или частичном размещении, когда корпорация находит соответствующих покупателей, берущих приобретение займа на себя. Здесь эмиссия осуществляется без объявления в прессе и без привлечения широких групп покупателей. Корпорация договаривается с несколькими покупателями, образующими своеобразную цепочку и приобретающими весь облигационный займ полностью. Инвестиционный банк может выполнять агентскую и консультативную функции, находит покупателя и получает за это комиссию.

Четвертый метод – это конкурентные торги, носящие характер аукциона. Корпорация определяет условия эмиссии и предлагает инвестиционным банкам приобрести облигации, после чего банки выходят на рынок и начинают ее реализацию по принципу: кто больше даст за бумаги. После реализации облигаций они получают комиссионные.

Пятый метод размещения является сравнительно новым. Возникнув в начале 90-х годов ХХ в., он получил название «новая технология размещения», суть которой в том, что корпорации избегают посредничества инвестиционных банков, брокерских фирм при размещении своих новых эмиссий ценных бумаг. Они создают специальные финансовые подразделения в своих структурах и выходят с их помощью на рынок ценных бумаг, непосредственно используя технические средства, предлагая таким образом свои ценные бумаги различным инвесторам. Целью «новой технологии» является экономия издержек размещения.

Вопросы для самопроверки:

1. Характеристика международного рынка ценных бумаг.

2. Основные формы международного финансирования.

3. Рынок акций и уровень его развития в США, Германии, Япо-нии, Франции и др. стран мира.

4. Рынок облигаций и уровень его развития в США, Германии, Японии, Франции и др. стран мира.

5. Евроакции.

6. Евродепозитные сертификаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: