Преимущества и недостатки франчайзинга

Преимущества Недостатки
1. Позволяет загрузить производственные мощности предпри­ятий, обеспечивает их финансовыми средствами, в том числе для выплаты зарплаты 1. Так как основная часть прибыли достается толлингеру, то пе­реработчик не может сформировать свои собственные оборотные средства
2. Снижает социальною напряженность (в регионе), обеспечивает налоговые поступления в бюджет 2. Не способствует развитию денежных взаиморасчетов между предприятиями при использовании бартерных схем
3. Расширяет рынки сбыта определенных товаров, способствует конкуренции 3. Способствует уходу от выплат по долгам и налоговым плате­жам
4. Уменьшает страховые запасы сырья у переработчика, высво­бождает часть оборотных средств 4. Льготный таможенный режим (для алюминиевой промышлен­ности РФ) способствует вывозу капитала за рубеж
5. Защищает юридически право собственности толлингера на сырье при аресте имущества переработчика за долги 5. В долгосрочном плане использование толлинга как основной схемы приводит к изменению целей и стратегии предприятия, снижению конкурентоспособности продукции
6. Позволяет толлингеру устанавливать цены на готовую продук­цию, выработанную из его сырья  

Институциональный анализ взаимоотношений франчайзера и франчайзи показывает следующие особен­ности:

ü Имя и торговая марка франчайзера, снижая неопределенность качества услуг, предоставляемых по­требителям, служат общественным благом для всех франчайзи (операторов).

ü Возникает проблема безбилетни­ка, когда отдельный оператор может в своих частных интересах использовать репутацию франчайзера, снижая качество предоставляемых услуг, так как выгоду от этого он получает один, а издержки несут все участники системы франчайзинга.

ü Здесь проявляется отрицательный горизонтальный внешний эффект, который может быть и перекрестным, а результатом оказывается подрыв (размывание) репутации. Поэтому требуются специ­альные институциональные меры, блокирующие стимулы к оппортунистическому поведению операторов, в рамках системы контроля со стороны франчайзера.

Пример: оператор получает вознаграждение в виде про­цента от суммарного дохода (объема продаж) всей системы франчайзинга.

Кроме того, может воз­никать отрицательный вертикальный внешний эффект, поскольку оппортунистическое поведение каждого оказывает неблагоприятное влияние на доходы партнера.

Пример: франчайзи, снижая качество услуг, может объяснять сокращающийся объем продаж ухудшением спроса потребителей.

Ø Поэтому франчайзер часто ис­пользует систему двойного распределения, обеспечивающую определенную конкуренцию и снимающую эф­фект асимметрии информации.

Альтернативные формы расчетов. Немаловажной основой формирования квазиинтегрированных струк­тур в российской экономике служит использование альтернативных форм расчетов:

· бартера

· неучтенного наличного оборота

· векселей

· казначейских обязательств и др.

Предприятия вынуждены использовать эти ви­ды расчетов, чтобы смягчить проблему неплатежеспособности. Отрицательные последствия применения аль­тернативных форм расчетов включают:

o возможность уклонения от налогов и уход российских предприятий в теневую экономику

o ограничение выбора вариантов поставки сырья, оборудования и сбыта продукции

o сниже­ние потенциальной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий как для инсти­туциональных, так и для индивидуальных инвесторов

o криминализацию хозяйственной деятельности

В конеч­ном итоге все отмеченные негативные черты альтернативных форм расчетов приводят к росту трансакционных издержек.

Более подробно особенности перечисленных выше вертикальных контрактов и ограничений рассмотрены в работах О.И. Уильямсона, С.Б. Авдашевой, С.П. Аукуционека и А.Е. Батяевой, В.А. Крюкова, А. Обыденова и др.

18.05.12

Сущность, типы и особенности контрактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: