Толлинг.
Толлинг (давальчество). Особым типом вертикальной квазиинтеграции являются отношения толлинга, или переработки сырья на давальческих началах. Эти отношения приняты не только в России, но и во всем мире.
Толлинг - это вид взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, при котором владелец сырья (толлингер) передает его предприятию-переработчику, получая в виде результата готовую продукцию и возмещая сумму понесенных издержек по переработке и согласованный процент доходности. При этом договор предполагает, что право собственности как на сырье, так и на готовую продукцию, остается за владельцем сырья.
Причины использования толлинга различны, но основной считается возможность свободного перераспределения прибыли от поставщика к переработчику.
Толлинг дает значительный стимул для переработчика
Ø к повышению качества переработки,
Ø к сокращению потерь в производстве
Ø к повышению объема выхода готовой продукции
Если норматив выхода готовой продукции фиксируется, то его сверхнормативная часть является чистой прибылью переработчика.
В практике работы по толлингу используются четыре основные формы оплаты услуг по переработке сырья:
1) оплата сырьем, когда определенный % сырья переработчик получает в качестве платы за переработку остальной части;
2) оплата готовой продукцией. При этом из произведенной продукции удерживается определенный процент в счет оплаты за переработку;
3) оплата деньгами при отсутствии сложностей с реализацией готовой продукции у поставщика сырья;
4) оплата как таковая отсутствует. В таком случае норматив выхода готовой продукции занижается на такой процент, чтобы сверхнормативная его часть, остающаяся у переработчика, компенсировала расходы по
переработке (на предприятиях с легальной бухгалтерией не используется).
Ø Преимущества и недостатки толлинга во многом противоречивы
Ø С точки зрения институционального анализа использование толлинга может быть объяснено особой формой интернализации трансакционных издержек: внешние трансакционные издержки, связанные с информацией и обеспечением контрактов, трансформируются во внутренние неявные издержки вертикального объединения
Преимущества | Недостатки |
1. Позволяет загрузить производственные мощности предприятий, обеспечивает их финансовыми средствами, в том числе для выплаты зарплаты | 1. Так как основная часть прибыли достается толлингеру, то переработчик не может сформировать свои собственные оборотные средства |
2. Снижает социальною напряженность (в регионе), обеспечивает налоговые поступления в бюджет | 2. Не способствует развитию денежных взаиморасчетов между предприятиями при использовании бартерных схем |
3. Расширяет рынки сбыта определенных товаров, способствует конкуренции | 3. Способствует уходу от выплат по долгам и налоговым платежам |
4. Уменьшает страховые запасы сырья у переработчика, высвобождает часть оборотных средств | 4. Льготный таможенный режим (для алюминиевой промышленности РФ) способствует вывозу капитала за рубеж |
5. Защищает юридически право собственности толлингера на сырье при аресте имущества переработчика за долги | 5. В долгосрочном плане использование толлинга как основной схемы приводит к изменению целей и стратегии предприятия, снижению конкурентоспособности продукции |
6. Позволяет толлингеру устанавливать цены на готовую продукцию, выработанную из его сырья |
Ø В Российской Федерации толлинг широко распространился в алюминиевой промышленности, черной металлургии, легкой и пищевой (сахарной) отраслях, сельском хозяйстве (производство комбикормов, переработка молока, яиц и т.д.).
Ø Это обусловлено в значительной степени проблемой неплатежеспособности производителей, особенно выпускающих промежуточную продукцию.
Ø Однако в целом толлинг нужно рассматривать как одну из многообразных схем работы в бизнесе, особую форму институциональных соглашений
Франчайзинг.
Вертикальные ограничения в отношениях между производителями идистрибьюторами (сбытовщиками) возникают в результате применения системы франчайзинга.
Франчайзинг как особая форма вертикальных ограничений предусматривает приобретение франчайзи (как правило, относительно мелкой фирмой) права действовать, используя торговую марку крупной авторитетной фирмы - франчайзера.
ü Обязанности франчайзи могут сводиться к реализации продукции франчайзера и поддержанию его торговой марки.
ü Вертикальный контроль со стороны франчайзера может быть различным в зависимости от типа контракта. Франчайзер может устанавливать план продаж, стандарты производства и качества, форму отчетности, а также предусматривать полную
регламентацию деятельности.
ü Франчайзинг применяется в легкой промышленности, торговле, сфере обслуживания и т.д.
ü Плата за пользование франчайзингом складывается из двух частей:
a) фиксированной суммы (франшизы)
b) отчислений от выручки франчайзы (роялти)
Изменяя величину этих параметров, франчайзинг может влиять на конкуренцию между франчайзи и их ценовую политику. Чем ниже роялти и выше франшиза, тем больше заинтересованы франчайзи в увеличении объема продаж. Наоборот, высокий процент роялти приведет к снижению объема продаж франчайзи и повышению цены.