double arrow

Преимущества и недостатки толлинга

Толлинг.

Толлинг (давальчество). Особым типом вертикальной квазиинтеграции являются отношения толлинга, или переработки сырья на давальческих началах. Эти отношения приняты не только в России, но и во всем мире.

Толлинг - это вид взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, при котором владелец сырья (толлингер) передает его предприятию-переработчику, получая в виде результата готовую продукцию и воз­мещая сумму понесенных издержек по переработке и согласованный процент доходности. При этом договор предполагает, что право собственности как на сырье, так и на готовую продукцию, остается за владельцем сы­рья.

Причины использования толлинга различны, но основной считается возможность свободного перераспре­деления прибыли от поставщика к переработчику.

Толлинг дает значительный стимул для переработчика

Ø к повышению качества переработки,

Ø к сокращению потерь в производстве

Ø к повышению объема выхода готовой продукции

Если норматив выхода готовой продукции фиксируется, то его сверхнормативная часть является чистой прибылью переработчика.

В практике работы по толлингу используются четыре основные формы оплаты услуг по переработке сы­рья:

1) оплата сырьем, когда определенный % сырья переработчик получает в качестве платы за перера­ботку остальной части;

2) оплата готовой продукцией. При этом из произведенной продукции удерживается определенный процент в счет оплаты за переработку;

3) оплата деньгами при отсутствии сложностей с реализацией готовой продукции у поставщика сырья;

4) оплата как таковая отсутствует. В таком случае норматив выхода готовой продукции занижается на та­кой процент, чтобы сверхнормативная его часть, остающаяся у переработчика, компенсировала расходы по
переработке (на предприятиях с легальной бухгалтерией не используется).

Ø Преимущества и недостатки толлинга во многом противоречивы

Ø С точки зрения институционального анализа использование толлинга может быть объяснено особой фор­мой интернализации трансакционных издержек: внешние трансакционные издержки, связанные с информаци­ей и обеспечением контрактов, трансформируются во внутренние неявные издержки вертикального объеди­нения

Преимущества Недостатки
1. Позволяет загрузить производственные мощности предпри­ятий, обеспечивает их финансовыми средствами, в том числе для выплаты зарплаты 1. Так как основная часть прибыли достается толлингеру, то пе­реработчик не может сформировать свои собственные оборотные средства
2. Снижает социальною напряженность (в регионе), обеспечивает налоговые поступления в бюджет 2. Не способствует развитию денежных взаиморасчетов между предприятиями при использовании бартерных схем
3. Расширяет рынки сбыта определенных товаров, способствует конкуренции 3. Способствует уходу от выплат по долгам и налоговым плате­жам
4. Уменьшает страховые запасы сырья у переработчика, высво­бождает часть оборотных средств 4. Льготный таможенный режим (для алюминиевой промышлен­ности РФ) способствует вывозу капитала за рубеж
5. Защищает юридически право собственности толлингера на сырье при аресте имущества переработчика за долги 5. В долгосрочном плане использование толлинга как основной схемы приводит к изменению целей и стратегии предприятия, снижению конкурентоспособности продукции
6. Позволяет толлингеру устанавливать цены на готовую продук­цию, выработанную из его сырья  

Ø В Российской Федерации толлинг широко распространился в алюминиевой промышленности, черной ме­таллургии, легкой и пищевой (сахарной) отраслях, сельском хозяйстве (производство комбикормов, перера­ботка молока, яиц и т.д.).

Ø Это обусловлено в значительной степени проблемой неплатежеспособности произ­водителей, особенно выпускающих промежуточную продукцию.

Ø Однако в целом толлинг нужно рассматри­вать как одну из многообразных схем работы в бизнесе, особую форму институциональных соглашений

Франчайзинг.

Вертикальные ограничения в отношениях между производителями идистрибьюторами (сбытовщиками) возникают в результате применения системы франчайзинга.

Франчайзинг как особая форма вертикальных ог­раничений предусматривает приобретение франчайзи (как правило, относительно мелкой фирмой) права действовать, используя торговую марку крупной авторитетной фирмы - франчайзера.

ü Обязанности франчайзи могут сводиться к реализации продукции франчайзера и поддержанию его торговой марки.

ü Вертикальный контроль со стороны франчайзера может быть различным в зависимости от типа контракта. Франчайзер может устанав­ливать план продаж, стандарты производства и качества, форму отчетности, а также предусматривать полную
регламентацию деятельности.

ü Франчайзинг применяется в легкой промышленности, торговле, сфере обслуживания и т.д.

ü Плата за пользование франчайзингом складывается из двух частей:

a) фиксированной суммы (франшизы)

b) отчислений от выручки франчайзы (роялти)

Изменяя величину этих параметров, франчайзинг может влиять на конкуренцию между франчайзи и их ценовую политику. Чем ниже роялти и выше франшиза, тем больше заинтересованы франчайзи в увеличении объема продаж. Наоборот, высокий процент роялти приведет к сни­жению объема продаж франчайзи и повышению цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: