double arrow

Философия немецкого идеализма. Гегель


Главная проблема немецкой классической философии является проблема тождества духа и истории (спекулятивного разума и реального исторического опыта). Эта проблема прежде всего ориентирована на тождество прежде всего в практической жизни. История раскрывается как процесс распадения различных форм.

Гегель увидел в конфликте не просто суть исторической эпохи, а суть самого исторического. Конфликт духа с самим собой, человека с человека, внутри общества.

Гегель попытался понять чистый разум в историческом аспекте.

Проблема тождества и различия. Немецкая мысль пробуждается в весьма исторически противоречивых условиях. Противоречие между заявленными идеями буржуазной революции и реальными историческими событиями. Немецкие интеллектуалы попытались осмыслить вопросы, мимо которых прошли мимо французские. Противоречие между декларацией прав человека и гильотиной. Противоречие между действительностью мысли и действительностью истории.

Задача была поставлена: найти способ примирения духа и истории. Каждый философ предложил свою концепцию тождества.

Фихте предложил идею субъективного тождества: проблема духовного расщепления это проблема самопознания. Снятие противоречие между я и не-я. Дух обнаруживает в себе нечто, не являющееся собой. Фихте открывает механизм само рефлексии. В этом само отношении и снимается противоречие. Я должно увидеть не-я как свое собственное содержание. Тождество есть результат деятельности отдельного субъекта.




Шеллинг выходит за границы индивидуального субъекта, и выдвигает идею всеобщего субъекта. Что я делаю, что хочу, как я мыслю есть субъект общественный. Я это делаю как общественный субъект.

Гегель в посыле Фихте видит одну идею духа, а в посыле Шеллинга другую идею духа. А значит видит противоречие. Устраняет его Гегель идей асболютного духа, в котором снято противоречие между объективным и субъективным содержанием. Он порождает философию асболютного тождества, разрабатывая свой знаменитый диалектический принцип.

Диалектика развития. Развитие это переход системы или объекта из одного состояния в другое в результате которого появляется новое качество. Развитие может быть в двух направлениях – прогрессивное и регрессивное. Гегель говорит о духе. У Гегеля регресс оказывается позитивным явлением. Также как и любая гибель, любая смерть. Это момент развития по Гегелю. Поскольку и новое и старое есть явление одной и той же природы духа. Значит противоречия между ними могут быть сняты.



Всякое развитие осуществляется через противоречие. Противоречие и есть двигатель прогресса. Чем острее конфликт – тем сильнее развитие. Гегель вкладывает любое противоречие в историю. У истории есть логика. И это логика заключается в том, что в духе рождаются определенные формы отчуждения от самого себя.

Первая форма это природа. Противоречие между природой и духом устраняется в познании.

Любое противоречие это противоречие единое. Важно увидеть в противоречивом единство. Первый принципе диалектики – «Единство и борьба противоположностей».

Второй закон «Отрицание отрицания». Всякое развитие строится по принципу тезис и отрицающий анти-тезис, а за ними следует синтез. Это получило название диалектической триады.

Третий закон – «Переход количественных изменений в качественные». Борьба противоположенных начал и взаимо-отрицания накопленных в системе порождают новое качество.

Вся история по Гегелю представляется как развертывание духа, как постановка отрицания и снятия этого отрицания. Система открыта, никакое состояние духа не является абсолютным. На уровне метода у Гегеля нет никакой завершенности. Гегель строит систему. Если развитие начинает с некоего абстрактного состояния духа, то завершается всё приходом к некоему абсолютному знанию, знанию без противоречий.

Гегелевская философия на уровне метода предполагает некую незавершенность, на уровне система – завершена полностью.

Философская система Гегеля это система объективного идеализма. Суть всякого идеализма заключается в приоритете отдаваемому духовному или идеальному началу. Основание порядка по Гегелю это мировой дух.

Суть объективности – Гегель понимает дух не только как субъективное начало, а как объективное. Носителем духа является человека (субъективное явление), но в нём есть объективное начало. Дух представлен некими форма-образованиями, которые имеют объективный характер. Они задают определенную форму. Через объективные состояния никакой субъект перепрыгнуть не может. Например, для любого человека институт брака является объективной реальностью.

Вся история, вся логика общественного прогресса связана с тем, что в процессе исторического самодвижения духа образуются объективные форма-образования. Дух не может развиваться от науки к мифу, от демократической политической системы к деспотической. Это философия линейного прогресса.

Движение духа имеет цель. Этой целью является абсолютное самопознание. Всякое развитие, движение духа является через отчуждение (трагическая сторона духа). Пример - всякая революция отчуждается от своего субъекта. Дух находит в себе силу понять, что та или иная форма отчуждения является его собственным созданием. Всякое отрицание есть следствие со природности отрицающего и отрицаемости. Это проблема незрелого духа. Ведь природа одна и та же.

«Всё разумное действительно – всё действительное разумно». Конструкция Гегеля – конструкция двух разумностей – прошлой и будущей.

Разум или дух является некой субстанцией. Это говорит о связи Гегеля с философией просвещение, которая говорила, что бытие разумно. Боязнь заблуждения и есть заблуждение. Гегель дает духу право на ошибку.

Само движение Гегель понимает как логическое становление идеи. История подчинена некой логике. Генезис понятия и есть суть истории. От абстрактного к конкретному. Гегель разрушает миф, что знание развивается от конкретного к абстрактному.

Философия Гегеля питалась опытом Великой Французской Революции – противоречием между духом, идеологией и действительностью. Всякий разрыв между историей и действительностью духа устраняется ситуацией тождества.






Сейчас читают про: