double arrow

Его ос­нов­ные течения и организации в 1870–1880-е гг

Общественное движение 2-й пол. XIX в. Народничество,

Реализация реформ 1860-1870-х гг. вызвала обострение идейно-политичес­кой борьбы. В общественном дви­жении существовали три направления: консервативное, либеральное и революционное.

Консервативное направление: Социальная основа – реакционное дворянство, духовенство, купечество, часть интеллигенции. Его черты:

-поддержка теории официальной народности С. С. Уварова;

-сохранение самодержавия;

-отказ от буржуазных реформ;

-идея панславизма – единения славянских народов вокруг России.

Идеологи: воспитатель Александра III обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, министр народ­ного просвещения и министр внутренних дел Д. А. Толстой, редактор М. И. Катков.

Либеральное направление: Социальная основа – земская интеллигенция, часть буржуазии. Либеральные журналы «Рус­ский вестник», «Русская беседа», «Вестник Европы» выступали за реформы, гражданские свободы, расширение прав земств, теорию «ма­лых дел» – стремление сделать окружающий мир чуть лучше. Либералы мечтали о выработке «дворянской конституции» – не­котором ограничении самодержавной власти царя и закреплении законода­тельно участия дворянства в управлении государством. Либералы были против революционного (насильственного) переустройства общества. Либералы-запад­ники(К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Н.А., Д.А. Милютины) продолжали спор со сла­вянофилами(В.А. Черкасский, А.И. Кошелёв, Ю.Ф. Самарин).

Революционное (радикальное) направление:Социальная основа – демо­кратическая интеллигенция, разночинцы (выходцы из разных сословий, люди «разного чина»). С 1860-х годов Россия вступила в революционно-демократический, или разночинский этап освободительного движения, направленный на устранение феодально-крепостнических пережитков. Демо­кратическая интеллигенция критиковала реформу 1861 г. Н.П. Огарёв писал: «Народ царём обманут!»; «Народу нужна земля и воля!». В Москве состоялась студенческая демонстрация-панихида по погибшим в селе Бездна. В Петербурге развернулась «прокламационная кампания». Наиболее известные прокламации: «Великорусс», «Молодая Россия». Их авторы требовали вернуть крестьянам отрезки, осуществить выкуп земли «за счёт всей нации», освободить Польшу, ввести конституцию, суд присяжных и политические свободы. Прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», автором которой считают Н.Г. Чернышевского, призывала крестьян готовиться к восстанию («К топору зовите Русь!»). Чернышевский был приговорён к 7 годам каторги. Н.В. Шелгунов в прокламации «К молодому поколению» призвал к революционному террору. П.Г. Заичневский в прокламации «Молодая Россия» угрожал властям массовым террором во имя установления «социальной республики».

В 1860-е гг. были популярны идеи нигилизма (нигилистом являлся Базаров в «Отцах и детях» И. Тургенева). Нигилисты отрицали культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступали против пережитков крепостного права. Поколение «шестидесятников» стреми­лось к «реальному делу», увлекалось точными науками, отрицало религию.

«Земля и воля» 1862–1863 гг. В 1862 г. А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов, Н.А. Сéрно-Соловьевич создали организа­цию «Земля и воля». Её программа: возвращение крестьянам отрезков, самоуправление общин, народное представительство. Однако крестьянское движение пошло на спад. В 1863 г. «Земля и воля» была распущена.

Н. А. Ишутин и Д. В. Каракозов. Покушения на царя. Николай Ишутин (1840–1879) основал тайные революционные общества «Организация» и «Ад», целью которых были цареубийство и разжигание революции. Его соратник 26-летний Дмитрий Каракозов в 1866 г. стрелял в Александра II у Летнего сада. Проходивший мимо костромской крестьянин Осип Комиссаров толкнул его под руку. Спаситель царя был возведён в потомственное дворянство, однако спился и в припадке белой горячки покончил с собой. Каракозов был повешен, других членов кружка приговорили к каторге и ссылке. Н. А. Ишутин в тюрьме сошёл с ума и умер на каторге в Сибири.

В 1867 г. во время визита Александра II во Францию в него стрелял польский эмигрант Антон Березовский, но попал в лошадь.

С. Г. Нечаев и «нечаевщина». В 1868–1869 гг. уро­жен­ец села Иванова студент Сергей Нечаев (1847–1882) организовал в Петербурге кружок «Народная расправа». Нечаев составил «Кате­хизис революционера», в котором писал, что «револю­ционер – человек обречённый. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни даже имени», он должен использовать любые средства для достиже­ния своих целей. «Нравст­венно… всё то, что способствует торжеству революции». Нечаев даже пред­лагал привлечь к революционной деятельности уголовников. Он призывал: «Объеди­нимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным револю­ционером в России». Нечаев требо­вал слепого подчинения себе, убил студента И. И. Иванова, обвинив его в предательстве. Кружок был раскрыт. Нечаев скрылся за границей, но в 1872 г. швейцар­ское прави­тельство выдало его России. На показа­тельном судебном процессе Нечаева приговорили к 20 годам каторги. Он умер в Петропав­ловской кре­пости в 1882 г. Нечаевское дело послу­жило сюжетом для ро­мана Ф. М. Достоевского «Бесы». Возник нарица­тель­ный термин «неча­ев­щина» – смешение революци­онных методов с уголовными. «Неча­евщина» свидетельствовала об опасности фана­тизма и диктаторства в среде революционеров.

В 1871–1874 гг. действовали кружки Н. В. Чайковского и А. В. Долгушина. Видным революционером являлся П.А. Кропоткин (1842–1921) – теоретик анар­хизма.

Народничество. Ведущим направлением в освободи­тель­ном движении становится народничествоидеология интеллигенции, ориентированная на сближение с народом и помощь народу.

В народничестве выделялись два на­правления: либе­ральное (Н.К. Михайловский и др.) и революционное, или «дейст­венное» (М.А. Ба­кунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: