Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Социально-экономическое развитие России в 60–90-е гг. XIX в




Во 2-й пол. XIX в. территория России достигла 19 млн. кв. вёрст.Население выросло с 74 млн. человек в 1858 г. до 126,4 млн. человек в 1897 г. (по данным первой всеобщей переписи 1897 г.) Из них 16,7 млн. – городское население. Бы­стрый прирост населения объясняется высокой рождаемостью – в России она была в 1,5 раза выше, чем в Западной Евро­пе (хотя и по смертности Россия опережала Европу).

Сословная структура населения. 71,1% – крестьяне; 10,7% – мещане; 6,6% – «инородцы» (народы Казахстана, Сибири и Средней Азии); 2,3% – казаки; 1,5% – дворяне; 0,5% – купцы и почётные граждане; 0,5% – духовенство; 0,8% – «прочие».

Помещичье хозяйство. Отработочная система. С отменой крепост­ного права помещики лишились бесплатной рабочей силы. Они с трудом приспо­сабливались к новым усло­виям и распродавали землю. За 1861–1905 гг. помещичье землевладение сократилось на 40%. На место бар­щины пришла отработочная система: арендуя помещичью землю, крестьяне расплачивались ра­ботой в барском хозяйстве. Существовали издольщина –вид аренды земли, при которой арендная плата уплачивалась помещику долей урожая, и испольщина – арендная плата составляла половину урожая крестья­нина.

Пореформенная деревня. Существовали 3 формы землевладения: на­дельное; частное; казённое. Надельные земли находились во владении общин, до полного выкупа считались неполной собственно­стью крестьян. Проблемы де­ревни: малоземелье, высокие платежи за землю, сохране­ние общины. Доходов с надела крестьянам не хватало, и они уходили на заработки в города, но сохраняли хозяйство в деревне. Аг­рарное перенаселение приводило к обнищанию деревни.

Раскрестьяниваниерасслоение кре­стьян на группы:

-кулаки – сельская буржуазия, вела предпринимательское хозяйство, использовала наёмный труд;

-средние крестьяне (середняки) – имели стабильное хозяйство, опираясь на собственный труд. Иногда использовали наёмный труд;

-бедняки – имели скудное хозяйство и нанимались к кулакам;

-полупролетарии – имели разорённое хозяйство, жили за счёт работы по найму в чужом хозяйстве;

-пролетарии (батраки) – хозяйства не имели, работали по найму.

Община. Власти сохранили общину, так как:

-община была удобна для сбора податей. Круговая порука вынуж­дала зажиточных крестьян платить подати за разорившихся односельчан;

-община препятствовала разорению крестьян и социальному взрыву;

-община сдерживала отток крестьян в города, что удешевляло рабо­чую силу для помещиков.

«Прус­ский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве:

1. «Прус­ский» путь (как в Пруссии), или помещичий. При нём, согласно В. И. Ле­нину, «крепостническое помещичье хозяйство медленно перерастает в буржуаз­ное, юнкерское, осуждая крестьян на десятилетия… кабалы». Этот путь преобладал в помещичьих районах страны.




2. «Американский» путь, или фермерский: помещичье хозяйство отсутствует, крестья­нин превращается в капиталистического фермера. Такой путь был характерен для окраин России (Сибирь, Север).

Промышленность. 2-й этап промышленного переворота (1860-е–нач. 1880-х гг.). Развитие русского капитализма прошло 3 стадии:

-мелкотоварное производство (крестьянские промыслы с XVII в.);

-капиталистическая мануфактура;

-капиталистическая фабрика, возникновение машинной индустрии.

Завершение промышленного переворота создало предпосылки для инду­стриализации – создания крупной развитой промышленности. С сер. 1860-х гг. начался промышленный подъём. Активно раз­вивались добыча угля и нефти, металлургия, железнодорожное строительство. За 1860–1895 гг. число пароходов выросло с 400 до 2,5 тыс. В 1890-е гг. Россия вышла на 1-е место в мире по темпам промыш­ленного роста.

В процессе урбанизации возникали новые города. В 1871 г. из Вознесенского посада и села Иваново был образован текстильный город Иваново-Вознесенск – «Русский Манчестер».

Особенности 2-го этапа промышленного переворота:

-многоукладность промыш­ленности. Наряду с крупным машинным производством существовали мелкие промыслы;

-неравномерное размещение промышленности на территории страны.

Крупные индустриальные районы:

-Центральный (Московский) – текстильная промышленность;

-Северо-Западный (Петербургский) – машиностроение;



-Южный (Донбасс и Кривой Рог) – угледобывающий;

-Уральский – металлургия; -Бакинский – добыча нефти.

Причины быстрого роста российской промышленности:

-завершение промышленного переворота к нач. 1880-х гг.;

-использование опыта передовых стран;

-политика протекцио­низма – поддержка промышленности государством, льгот­ные субсидии предприни­мателям, обложение пошлинами импорт, поощрение иностранных инвестиции в россий­скую промышлен­ность (министры финансов Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградский).

Транспорт. В 70-е гг. XIX в. начался «железнодорожный бум». К 1890 г. была построена 31 тыс. км. железных дорог. Началось строительство Транссибирской магистрали. Развитию железных дорог содействовал министр путей сообщения С. Ю. Витте. Развивалась почтовая связь. В 1857 г. в России была выпущена первая почтовая марка.

Торговля. Рост транспорта стимулировал развитие торговли.

Экспортировались: хлеб, шерсть, лён, сало, масло, пенька, лес, нефть, керосин, хлопчатобумажные ткани. За 35 лет после 1861 г. экспорт зерна вырос в 5 раз. Россия стала крупнейшим в мире экспортёром хлеба. Но это был «голодный экспорт»: правительство вынуждало крестьян продавать хлеб. Министр И. А. Вышнеград­ский, заботясь о финансировании промышленности, провозглашал: «Не­доедим, но выве­зем!» Это стало одной из причин голода в Поволжье в 1891–1892 гг.

Импортировались: машины, хлопок-сырец, красители, вина и т. н. «колониальные товары» (чай, кофе). Основными торговыми партнёрами России являлись Германия и Англия.

Таким образом, буржу­азные реформы имели либеральный характер, они откры­вали простор для развития капитализма в России.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1823; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10039 - | 7504 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.226.151 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.