Во 2-й пол. XIX в. территория России достигла 19 млн. кв. вёрст.Население выросло с 74 млн. человек в 1858 г. до 126,4 млн. человек в 1897 г. (по данным первой всеобщей переписи 1897 г.) Из них 16,7 млн. – городское население. Быстрый прирост населения объясняется высокой рождаемостью – в России она была в 1,5 раза выше, чем в Западной Европе (хотя и по смертности Россия опережала Европу).
Сословная структура населения. 71,1% – крестьяне; 10,7% – мещане; 6,6% – «инородцы» (народы Казахстана, Сибири и Средней Азии); 2,3% – казаки; 1,5% – дворяне; 0,5% – купцы и почётные граждане; 0,5% – духовенство; 0,8% – «прочие».
Помещичье хозяйство. Отработочная система. С отменой крепостного права помещики лишились бесплатной рабочей силы. Они с трудом приспосабливались к новым условиям и распродавали землю. За 1861–1905 гг. помещичье землевладение сократилось на 40%. На место барщины пришла отработочная система: арендуя помещичью землю, крестьяне расплачивались работой в барском хозяйстве. Существовали издольщина –вид аренды земли, при которой арендная плата уплачивалась помещику долей урожая, и испольщина – арендная плата составляла половину урожая крестьянина.
|
|
Пореформенная деревня. Существовали 3 формы землевладения: надельное; частное; казённое. Надельные земли находились во владении общин, до полного выкупа считались неполной собственностью крестьян. Проблемы деревни: малоземелье, высокие платежи за землю, сохранение общины. Доходов с надела крестьянам не хватало, и они уходили на заработки в города, но сохраняли хозяйство в деревне. Аграрное перенаселение приводило к обнищанию деревни.
Раскрестьянивание – расслоение крестьян на группы:
-кулаки – сельская буржуазия, вела предпринимательское хозяйство, использовала наёмный труд;
-средние крестьяне (середняки) – имели стабильное хозяйство, опираясь на собственный труд. Иногда использовали наёмный труд;
-бедняки – имели скудное хозяйство и нанимались к кулакам;
-полупролетарии – имели разорённое хозяйство, жили за счёт работы по найму в чужом хозяйстве;
-пролетарии (батраки) – хозяйства не имели, работали по найму.
Община. Власти сохранили общину, так как:
-община была удобна для сбора податей. Круговая порука вынуждала зажиточных крестьян платить подати за разорившихся односельчан;
-община препятствовала разорению крестьян и социальному взрыву;
-община сдерживала отток крестьян в города, что удешевляло рабочую силу для помещиков.
«Прусский» и «американский» пути развития капитализма в сельском хозяйстве:
1. «Прусский» путь (как в Пруссии), или помещичий. При нём, согласно В. И. Ленину, «крепостническое помещичье хозяйство медленно перерастает в буржуазное, юнкерское, осуждая крестьян на десятилетия… кабалы». Этот путь преобладал в помещичьих районах страны.
|
|
2. «Американский» путь, или фермерский: помещичье хозяйство отсутствует, крестьянин превращается в капиталистического фермера. Такой путь был характерен для окраин России (Сибирь, Север).
Промышленность. 2-й этап промышленного переворота (1860-е – нач. 1880-х гг.). Развитие русского капитализма прошло 3 стадии:
-мелкотоварное производство (крестьянские промыслы с XVII в.);
-капиталистическая мануфактура;
-капиталистическая фабрика, возникновение машинной индустрии.
Завершение промышленного переворота создало предпосылки для индустриализации – создания крупной развитой промышленности. С сер. 1860-х гг. начался промышленный подъём. Активно развивались добыча угля и нефти, металлургия, железнодорожное строительство. За 1860–1895 гг. число пароходов выросло с 400 до 2,5 тыс. В 1890-е гг. Россия вышла на 1-е место в мире по темпам промышленного роста.
В процессе урбанизации возникали новые города. В 1871 г. из Вознесенского посада и села Иваново был образован текстильный город Иваново-Вознесенск – «Русский Манчестер».
Особенности 2-го этапа промышленного переворота:
- многоукладность промышленности. Наряду с крупным машинным производством существовали мелкие промыслы;
-неравномерное размещение промышленности на территории страны.
Крупные индустриальные районы:
- Центральный (Московский) – текстильная промышленность;
- Северо-Западный (Петербургский) – машиностроение;
- Южный (Донбасс и Кривой Рог) – угледобывающий;
- Уральский – металлургия; - Бакинский – добыча нефти.
Причины быстрого роста российской промышленности:
-завершение промышленного переворота к нач. 1880-х гг.;
-использование опыта передовых стран;
-политика протекционизма – поддержка промышленности государством, льготные субсидии предпринимателям, обложение пошлинами импорт, поощрение иностранных инвестиции в российскую промышленность (министры финансов Н. Х. Бунге и И. А. Вышнеградский).
Транспорт. В 70-е гг. XIX в. начался «железнодорожный бум». К 1890 г. была построена 31 тыс. км. железных дорог. Началось строительство Транссибирской магистрали. Развитию железных дорог содействовал министр путей сообщения С. Ю. Витте. Развивалась почтовая связь. В 1857 г. в России была выпущена первая почтовая марка.
Торговля. Рост транспорта стимулировал развитие торговли.
Экспортировались: хлеб, шерсть, лён, сало, масло, пенька, лес, нефть, керосин, хлопчатобумажные ткани. За 35 лет после 1861 г. экспорт зерна вырос в 5 раз. Россия стала крупнейшим в мире экспортёром хлеба. Но это был «голодный экспорт»: правительство вынуждало крестьян продавать хлеб. Министр И. А. Вышнеградский, заботясь о финансировании промышленности, провозглашал: «Недоедим, но вывезем!» Это стало одной из причин голода в Поволжье в 1891–1892 гг.
Импортировались: машины, хлопок-сырец, красители, вина и т. н. «колониальные товары» (чай, кофе). Основными торговыми партнёрами России являлись Германия и Англия.
Таким образом, буржуазные реформы имели либеральный характер, они открывали простор для развития капитализма в России.