Тема. Египет

Арабская Республика Египет. Египет по-арабски – Миср. 98 % - египтяне-хамиты (в основном арабского происхождения). Также бедуины, берберы, нубийцы, черкесы (так называют выходец из Северного Кавказа из-за Кавказской войны в 19 в.). 45 % живут в деревнях. Подавляющая часть живёт в долине реки Нил. Суннитский ислам. Много христиан (для арабской страны) – христиане-копты, считают себя истинными потомками древних египтян, хотя истинные потомки – нубийцы (кстати, чернокожие).

Основные отрасли экономики – нефтегазовый сектор (кстати, чёрный цвет флага означает нефть), Суэцкий канал, сельское хозяйство (картофель покупаем мы у Египта). Одна из самых влиятельных стран арабского мира. Столица Лиги арабских государств. В Каире также авторитетные школы шариата, школы, которые занимаются подготовкой профессиональных священников.

Политическая история.

Древний Египет. С 4 тыс. до середины 1 тыс. до н. э.

Персидский период. С 525 по 331 гг. до н. э. В 525 вторжение персов. В 331 г. начался эллинистический период. В 332 г. Египет навестил Македонский, принял титул фараона, отправился покорять другие страны.

Римско-византийский. С 30 г. до н. э. до 640 г. н. э. В 30 Август победил Антония и Клеопатру, тогда покончено с династией Пталемеев. Египет теперь – провинция Рима.

Арабский период. 640 – 1517 гг. Египет попал под влияние.

Турецкий (османский) период 1517 – 1914 гг. В составе Османской империи имел статус вице-королевства. При правителе Турции Исмаиле-паше, при его реформах в Египте появилось первое представительный орган – совещательное собрание депутатов (1866 г.).

1869 г. – открытие Суэцкого канала.

1914 – 1922 гг. Султанат Египет. Под британским протекторатом находился.

1922 – 1953 гг. Королевство Египет. Но фактически влияние Британии осталось.

Период независимости.

1. Республика Египет. 1953 – 1958 гг. В 1952 г. группа «Свободные офицеры» во главе с полковником Насером свергла короля, установила республику. Британцы окончательно уходят. Первым президентом стал Мухаммед Нагиб, это авторитетный генерал, но скоро стал Насер.

2. Объединённая Арабская Республика. 1958 – 1971 гг. Египет и Сирия (1958 – 1961 гг.). После раскола в 1961 г. Египет и Сирия жили отдельно, но название Египет сохранил до 1971 г.

3. Арабская Республика Египет. В 1971 г. принята конституция Египта.

4. С 2011 г.

Даты правления президентов Египта.

1. Мухаммед Нагиб. 1953 – 1954 гг.

2. Гамаль Абдель Насер. 1954 – 1970 гг.

3. Анвар Садат. 1970 – 1981 гг. Убили его на параде.

4. Хосни Мубарак. 1981 – 2011 гг.

Что было в 2011 г.? В Тунисе сжёг себя торговец овощами. Лицензии не был, контролёром была женщина, которая отругала его при всех (унизила), опрокинула овощи. В арабских странах люди стали выступать.

11.02.2011 Мубарак передаёт власть Высшему Военному Совету.

Особенности права Египта. Шариат

Правовая система сформировалась в 19 – 20 вв. в результате взаимодействия мусульманского и европейского права. Условно её можно назвать романо-мусульманской. Периоды арабского и турецкого владычества – время безраздельного господства мусульманского права. Но уже в середине 19 в. при молчании Османского торгового закона начали применяться нормы французского торгового кодекса. А после открытия в 1869 г. Суэцкого канала созданы смешанные суды. В их состав входили европейские и египетские судьи, а также ряд крупных кодексов – гражданский, торговый, морской, уголовный и другие. В результате этих реформ сфера действия мусульманского права стали ограничиваться отношениями личного статуса. Поэтому до сих пор египетское семейное, наследственное право относятся к мусульманской правовой семье, а а большинство других отраслей – к романской.

Правосознание арабов. Оно связано с национальной религией – исламом, её этико-правовым стержнем – шариатом.

Шариат – это совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающих значительную часть жизни правоверного мусульманина. Есть сходный термин «Фитх», некоторые говорят, что это полный синоним шариата, некоторые – что это более широкое понятие, сюда входит деятельность по изучению, толкованию источников Шариата. А их сколько? 4.

1. Коран. Священное писание.

2. Сунна. Священное предание, сборник хадисов (изречений пророков Мухаммеда).

3. Иджмар. Догмат, согласованное мнение исламских авторитетов по вопросам, неурегулированным прямо в Коране и Сунне.

4. Кыяс. Суждение по аналогии с ситуацией, которая описана в Коране или Сунне.

Методы.

1. Адат. Обычай. Спорный источник. Большинство адатов противоречат традиционной доктрине ислама, поэтому часто возникают теоретические и практические споры.

2. Бийда. В исламе это – новшество, имеющее оттенок ереси. В традиционном исламе это запрещённый источник.

3. Мубах. Нововведение, которое практикуется мусульманами, но не относится к религии. Пример использования – пользование электричеством.

4. Такгид. Это метод использования Шариата, познания, который состоит в беспрекословном подчинении авторитету.

5. Идж-Тихад. Борьба с собой (в переводе). Ещё один способ познания истины в исламе. Человек сам читает Коран, толкует его.

Мазхабы (школа шариата).

Выделяют несколько шиитских и суннитских мазхабов. У суннитов (или шиитов?) немного другие источники шариатского, они Сунну не признают, а книгу Акбар.

Почему много школ? Полнота и особенности толкования хадисов. Эта полнота возможна, т.к., работой по систематизации хадисов занимались многие арабские учёные. Различия между масхабами не затрагивает основ мусульманской веры, сосредоточенной в Коране. По большей части эти отличия связаны с набором и последовательностью решений.

Основные школы.

4 суннитских школы.

1. Ханафиты. Египет, Ближний Восток, Центральная Азия (бывший СССР), большая часть Северного Кавказа, Татарстан, Башкортостан. Источники наряду с традиционными используются высказывания сподвижников пророка – Сахабы (первое поколение сподвижников) и Табиуны (второе поколение сподвижников). Большую роль играет метод Истихсан – это решение, противоречащие Тхиясу (4-ый источник), но более целесообразный в данной ситуации. Ещё один метод: в случае необходимости выбора из имеющихся предписаний приоритет отдаётся наиболее убедительному и распространённому – источник Урф.

2. Маликиты. Часть Саудовской Аравии, Алжир, Тунис, Марокко. Среди источников распространены «деяния мединцев», это распространившееся после Мухаммеда среди мединцев традиций. Ещё 1 особенность – если существует коллизия предписаний, то муфтий должен выбрать наиболее лёгкий вариант. Пророк Мухаммед предпочитал лёгкость в религии.

3. Шафииты. Часть Восточной Африки – Сомали, юго-восток Египта, почти вся Юго-Восточная Азия (Индонезия). Коран и Сунна рассматриваются как единое откровение. Ясные и недвусмысленные откровения не могут подвергаться иносказанию. Столпы веры должны оставаться в чистоте. Все остальные источники должны быть приведены в соответствие с откровениями.

4. Ханбалиты. Почти вся Саудовская Аравия. Никогда не признавал закрытия т.н. Врат Идштихада, т.е. предполагается, что существует основное правило, связанное с возможностями с бесконечным развитием исламской теории. На практике оказывается, что это самый костный и формальный мазхад. Дело в том, что самый молодой, в основном работа связана с поддержкой саудитов.

Шиитские мазхабы.

1. Джафаритский (самый распространённый – Иран, Ирак, Азербайджан).

Обычно в одном государстве основная масса населения относится к одной школе. Исключение – Египет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: