Положение о порядке проведения государственного земельного контроля утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 г. № 689.
ФС государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет контроль:
- за самовольным занятием земельных участков;
- за занятием земельных участков без правоустанавливающего документа и осуществлением хозяйственной деятельности без соответствующего разрешения;
- за самовольным обменом земельными участками;
- за соблюдением порядка переуступки права пользования земельным участком;
- за соблюдением использования земельного участка по целевому назначению и приведением земельного участка в пригодное для целевого использования состояние;
- за сохранением межевых знаков;
- за предоставлением сведений о земельном участке;
- за выполнением предписаний по соблюдению земельного законодательства.
ФС по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль:
- за соблюдением выполнения обязанностей по рекультивации земель, связанных с совершением работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, разработки месторождений полезных ископаемых и других работ, связанных с внутрихозяйственными нуждами либо собственными нуждами;
- за выполнением требований и проведением мероприятий, связанных с улучшением земель в результате ветровой, водной эрозии и др.;
- за недопущением использования лесных участков для переработки лесных ресурсов, возведения различных построек;
- за использованием земельных участков в водоохранных зонах
ФС по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет контроль за соблюдением использования плодородного слоя земель.
ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль за особыми условиями использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства.
В субъектах есть Управления ФС государственной регистрации, кадастра и картографии, в МО - отделы Управления ФС.
Всего в РТ 46 муниципальных районов, где созданы отделы Управления (по результатам проверок на 1.01.2010 г. было проведено 12 тыс. проверок и выявлено 6 тыс. нарушений, из них в 3 тыс. случаях привлекались к административной ответственности).
Данные органы осуществляют свои функции с помощью проверок:
- плановых,
- внеплановых
Эти проверки делятся на документарные и выездные.
Сроки проведения плановых проверок – 1 раз в 3 года. Внеплановые проверки проводятся (ФЗ «О защите малого и среднего бизнеса»):
- при поступлении обращений и заявлений граждан, информации от ОГВ и ОМС о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы ЧС природного и техногенного характера;
- при поступлении заявлений, обращений граждан о фактах причинения вреда
В этих случаях для проведения внеплановой проверки инспектор обязан направить материалы в прокуратуру. Прокуратура в течение рабочего дня должна принять решение по согласованию внеплановой проверки в следующих случаях:
+отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки;
+несоблюдение требований к оформлению решения о проведении внеплановой проверки;
+осуществление внеплановой проверки, противоречащей действующим законодательным актам;
+несоответствие предмета проверки полномочиям органа государственного или муниципального контроля (в 70 % случаев отказывают в согласовании проведения внеплановой проверки)
Внеплановые документарные проверки проводятся в случаях:
- наличия распоряжения руководителя органа государственного контроля о проведении проверки в случаях истечения срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения;
- требования, установленного ФЗ или НПА ОМС.
Проведение плановых проверок осуществляется по графику, согласованному с прокуратурой. Общий срок проверки не может превышать 20 дней (для предприятий малого бизнеса – 50 ч. в год). Иные сроки установлены для предприятий в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере (плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года).
Инспектор вправе привлекать к административной ответственности за следующие виды правонарушений: ст. 7.1, 7.2, 7.10, 8.8. Материалы направляются в суд общей юрисдикции: ст. 19.4, 19.6, 19.7.