Это деятельность уполномоченных органов по контролю за использованием земельных участков в границах МО.
Отличия государственного контроля от муниципального:
- муниципальный контроль осуществляется за использованием земель, а государственный – за охраной и использованием
Органы муниципального контроля:
- палат земельных и имущественных отношений муниципального района;
- исполком городского поселения;
- исполком сельского поселения
Нормативное регулирование: ст. 72 ЗК РФ, НПА МО (в муниципальных районах принимаются положения о порядке осуществления земельного контроля).
Муниципальный инспектор осуществляет контроль за соблюдением:
- требований по использованию земель;
- законного права пользования земельным участком;
- использованием земельного участка в соответствии с целевым назначением;
- выполнения требований по улучшению состояния земель, пострадавших от эрозии, подтопления и др.;
- выполнения требований по предотвращению уничтожения и снятию плодородного слоя земли;
- сохранения межевых знаков;
- требований земельного законодательства по вопросам использования земель;
- исполнения предписаний.
Муниципальный инспектор осуществляет свою деятельность в форме проверок, по результатам которых выносится акт о выявленном правонарушении, которому должны быть приложены:
- фототаблица с нумерацией снимков;
- обмеры земельного участка
Акт должен быть подписан лицом, в отношении которого было выявлено правонарушение, понятыми, свидетелями.
Вместе с актом нарушителю вручается уведомление о том, что необходимо явиться в Росреестр. Государственный инспектор рассматривает материалы муниципального инспектора и выносит протокол об административном правонарушении, определение о недоработке материалов, определение об отказе в возбуждении дела. По результатам протокола он выносит постановление о привлечении лица к административной ответственности и предписание об устранении правонарушения. Муниципальный инспектор направляет материалы в Управление в случае выявления признаков, указывающих на наличие следующих видов правонарушений, за которые предусмотрена ответственность по КоАП:
1) самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без правоустанавливающих документов;
2) уничтожение межевых знаков;
3) самовольная переуступка права пользования земельным участком;
4) сокрытие или искажение информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, радиационной обстановке;
5) самовольное снятие плодородного слоя;
6) невыполнение обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
7) использование земель не по целевому назначению.
По истечении 15 дней со дня истечения срока предписания муниципальный инспектор опять осуществляет проверку.
Сроки вынесения постановлений, предписаний и других документов
Сроки установлены административным регламентом о проведении государственного земельного контроля. Протокол составляется в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения. Нарушителю копия протокола вручается под расписку либо направляется в течение 3 дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении с материалами дела в течение 3 суток передается главному инспектору РФ, субъекта РФ, района, города либо в суд для рассмотрения в силу его компетенции.
Постановление об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. Жалоба на постановление может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба рассматривается в 10-дневный срок.
Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в силу. При отсутствии данных документов материалы направляются судебному приставу.
Протокол об административном правонарушении в составе административного дела направляется на рассмотрение в суд в течение 3 суток с момента его составления.
Штрафы, взыскиваемые с граждан в соответствии Бюджетным Кодексом РФ (п.1 ст. 46 БК РФ), зачисляются в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего по нормативу 100 %.