Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

II. НЕОФРЕЙДИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ




I. КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОАНАЛИЗА ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

ТЕМА 9. НЕОФРЕЙДИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

В. Исследования связи науки с социальными изменениями

Работа «Наука, техника и общество в Англии XVII века». — Два очерка на эту тему вошли в сборник «Социальная теория и социальная структура» (главы 20 и 21).

Рассматривается связь социального развития, науки и пуританского религиозного этоса в Англии XVII века. — Ученые XVII века в Англии были преимущественно протестантами (пуританами): роль пуритан в развитии новоевропейского естествознания и техники. — Их религиозные мотивации (например, И. Ньютон). — Латентные социальные функции их познавательной деятельности.

Резюме: значение общетеоретических идей Мертона и его специальных исследований в разных областях социологического знания.


Краткое содержание лекции: Психоанализ З. Фрейда: основные идеи. — «Бессознательное», «предсознательное», «сознание». — Пансексуализм: концепция «либидо». — «Я», «Оно», «Сверх-Я». — Теория формирования личности (социализации). — «Идеал Я». — Понятие «характера». — Стадии психосексуального развития: оральная, анальная, генитальная. — «Эдипов комплекс», идентификация с родителем, интериоризация «идеала Я». — Роль семьи в формировании личности. — Культура как результат «сублимации». — Репрессивность культуры: «подавление влечений».

Психоанализ и социология. — Неофрейдизм: общая характеристика и основные представители.

Концепция «базисных типов личности» Абрама Кардинера: Абрам Кардинер, его научная карьера и основные работы. — Связь «личности» с «культурой»: роль процесса «адаптации». — Понятие «базисного типа личности» («базисной структуры личности»). — Пример: «базисный тип личности» американского негра (по книге «Клеймо угнетения»). — Связь «базисного типа личности» с «первичными» и «вторичными» институтами (а также с природой и хозяйственной жизнью как значимыми средами). — Связь понятия «базисный тип личности» с понятиями «национальный характер», «модальная личность», «статусная личность» и т.п.

Концепция «социального характера» Эриха Фромма: Эрих Фромм, вехи жизненного пути, основные произведения. — Критика фрейдовской концепции характера: понятие «социального характера». — «Социальный характер» как связующее звено между «личностью» и «социальной структурой». — Семья как «агент общества». — Функции «социального характера»: биологические, психологические, социальные. — Основные ориентации характера. — «Авторитарный характер». — Исследования, тематически примыкающие к исследованиям Фромма и Кардинера.

Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач и психолог, родоначальник психоанализа.




1. Разделил психический аппарат человека на три области: бессознательное, предсознательное, сознание. — Преобладающее значение бессознательного в мотивации человеческого поведения. — Идеи («содержания»), мотивирующие поведение, находятся преимущественно в бессознательном: они связаны с глубинными влечениями, прежде всего (и в конечном счете) сексуальными. — Поведение человека гораздо менее рационально, чем обычно считается.

2. В психической жизни человека главную роль играет сексуальное влечение: психическая энергия («либидо») питает и поддерживает практически все поведенческие проявления человека: она свободно циркулирует, может присоединяться к самым разным объектам. — Культура как результат сублимации.

3. В человеческой личности Фрейд выделил три инстанции, взаимодействующие друг с другом: Я, Оно и Сверх-Я. — Они выражают разные требования, которые человек учитывает в своем поведении: (а) Оно = «принцип удовольствия» («я хочу»); (б) Я = «принцип реальности» («я реально могу»); (в) Сверх-Я = принцип долженствования («я должен»).

4. Социализация: процессы формирования Я и Сверх-Я: они развиваются из Оно за счет отщепления от него части либидо. — Социализация происходит в основном в первые годы жизни. — Роль семейного окружения. — Интериоризация «идеала Я».

5. Характер: характер формируется и принимает завершенные формы в ранней социализации: это не совокупность внешних поведенческих черт, а особая организация глубинных влечений и ориентаций. — Формирование характера неотделимо от психосексуального развития ребенка: это развитие проходит через несколько стадий, и на каждой из них может произойти фиксация, накладывающая неизгладимый отпечаток на характер как «ядро» личности: для каждой стадии характерна привязка либидо к определенным участкам тела («эрогенным зонам»):



  • оральная стадия: привязка либидо к эрогенной области рта, связанная с периодом грудного вскармливания: пассивность, зависимость, беспомощность, получение удовольствия извне — кризис отлучения от груди: «оральный характер»;
  • анальная стадия: привязка либидо к анальной зоне, связанная с волевым контролем над процессом дефекации: получение удовольствия от этого процесса и контроля над ним: общая ориентация на удерживание и накопление, бережливость, жадность, аккуратность — кризис приучения к туалету: «анальный характер»;
  • генитальная (фаллическая) стадия: привязка либидо к генитальной зоне, связанная для ребенка с открытием возможностей получения удовольствия, заключенных в этой зоне (возраст: 3-4 года) — наказания за детские исследования в этой области;
  • «Эдипов комплекс»: 5-6 лет: идентификация с родителем, формирование «идеала Я» (Сверх-Я) — аналог: «комплекс Электры».

Этот период жизни забывается — процесс «вытеснения».

Далее: период регрессии и возрождения сексуальности в период полового созревания.

6. Культура как результат «сублимации». — Репрессивность культуры. — «Подавление влечений».

Ученики Фрейда: модификация психоанализа, критика схемы Фрейда.

В частности: у Фрейда человек рассматривался как обособленное от общества существо, развивающееся вне социального контекста (если не брать ограниченный контекст семьи).

Неофрейдизм: фрейдовские темы рассматриваются в социальном контексте — принципы классического психоанализа пересматриваются и соединяются с социологическими интересами и исследовательскими ориентациями.

  • Гарри Стэк Салливан: развитие индивида в семейном окружении; социальная природа психических патологий; семейная психотерапия;
  • Карен Хорни: рассмотрение неврозов в социальном контексте;
  • Абрам Кардинер: изучение формирования личности в контексте культуры;
  • Эрих Фромм: соединение психоанализа и социологии; личность и общество; авторитарная личность;
  • Эрик Гомбургер Эриксон: «жизненный цикл» и проблемы идентичности;
  • Герберт Маркузе: фрейдистский анализ буржуазной цивилизации;
  • Вильгельм Райх: психологический анализ фашизма; критика культуры как репрессивной силы, идея «сексуальной революции»;
  • в социокультурной антропологии: исследования сексуальности в разных культурах и использование психоаналитических методов и интерпретаций (Маргарет Мид, Геза Рохейм, Бронислав Малиновский, Грегори Бейтсон и др.).

Одна из главных тем неофрейдистской социологии: личность и общество (культура).

III. АБРАМ КАРДИНЕР: КОНЦЕПЦИЯ «БАЗИСНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ»

Абрам Кардинер (1891-1981), американский психиатр и психоаналитик. Прошел личный курс психоанализа у З. Фрейда.

Одна из первых попыток применения психоанализа в социальных исследованиях.

30-е–40-е гг.: работал в Колумбийском университете (Нью-Йорк) и Нью-Йоркском психоаналитическом институте. — Руководил постоянно действующим семинаром, главной темой которого была взаимосвязь между культурой и личностью в разных обществах. — Связь этого семинара с направлением «культура-и-личность» в американской культурной антропологии.

Итог многолетней работы: разработка концепции «базисного типа личности». — Проверка этой концепции как эвристического и объяснительного инструмента на материале нескольких разных обществ (танала, сикхи, алорцы, маркизцы, команчи, оджибве, сообщество Плейнвилл в США). — Сравнительный (кросс-культурный) анализ.

Другие участники проекта: Ральф Линтон, Кора Дюбуа, Эмиль Оберхольцер (тесты Роршаха) и др.

Основные произведения Кардинера:

«Индивид и его общество» (1939);

«Психологические границы общества» (1941);

«Клеймо угнетения: анализ личности американского негра» (1951).

Основная идея: между культурой и личностью в каждом обществе существует отношение соответствия. — Это соответствие устанавливается вследствие того, что личность развивается в процессе адаптации к социальному окружению и, тем самым, к образу жизни (или культуре) этого окружения.

А. Кардинер: «Человеческая личность различается в зависимости от условий, к которым она должна приспособиться… Личность человека складывается как продукт адаптационных маневров, посредством которых он приспосабливается к институтам, дабы успешно функционировать в своей среде».

Общность культурных условий, к которым людям приходится приспосабливаться в ходе социализации в рамках одного общества, обеспечивает общность «личностного ядра» у членов соответствующего общества. — Эта общая структура личности была названа базисной структурой личности, или базисным типом личности.

= В каждом обществе: свой особый базисный тип личности. (Прежде это называлось «национальным характером». — Преимущества нового понятия.)

Базисный тип личностисовокупность склонностей, установок, предрасположений и особых черт характера, свойственных большинству индивидов того или иного общества.

Базисный тип личности организуется вокруг центральных проблем адаптации.

Это не совокупность внешних поведенческих черт и привычек (ср. Фрейд).

Это «глубинная» («динамическая») структура личности, которая может внешне проявляться очень по-разному. — Адаптация происходит в значительной степени неосознанно: соответственно, базисные структуры личности фиксируются в области бессознательного.

Пример: анализ личности американского негра в книге «Клеймо угнетения»:

Решающий факт: кастовая система, статусное неравенство, угнетение.

Личность формируется, адаптируясь к условиям «угнетения».

Центральные элементы такого базисного типа личности:

— агрессивность;

— низкая самооценка.

Агрессивность (вследствие действия различного рода защитных механизмов) проявляется в таких внешне наблюдаемых чертах: поверхностность в мыслях и чувствах, сфокусированность на внешнем и простом, недоверчивость, постоянное заискивание, осторожность, нерешительность, льстивость, пассивность и безропотность, раздражительность, внешняя видимость любезности и учтивости, шутливость и юмор, страх утраты самоконтроля, ограничение аффективности и эмоциональности.

Низкая самооценка — в таких чертах:

— презрение или даже ненависть к себе;

— идеализация белых;

— ненависть к белым;

— ненависть к чернокожим.

Базисный тип личности формируется в раннем детстве — в процессе воспитания — под влиянием семейного окружения:

соответственно: общность базисного типа личности напрямую обусловлена общностью методов (обычаев) воспитания, принятых в соответствующем обществе:

= эти методы (обычаи) называются первичными институтами.

Базисный тип личности складывается в процессе адаптации к первичным институтам.

Первичные институты рассматриваются детальнейшим образом: ближайшее окружение и его состав; участие разных лиц в воспитании и характер этого участия; режим кормления; отлучение от груди; приучение к туалету; поощрения и наказания; запреты; реагирование окружающих на плач; степень телесного контакта с окружающими; регулярность и продолжительность общения с ребенком и т.д.

Базовый тип личности — благодаря действию проективных механизмов — оказывает определяющее влияние на характер вторичных институтов: это религия, искусство, фольклор, мифология, философия, идеология и т.д.

Также большое значение имеют природная среда и экономика. — Пример: изменения, вызванные у танала (Мадагаскар) климатическими переменами и сопряженными с ними переменами в техниках выращивания риса.

Совершенствование концепции «базисного типа личности»: введение понятий «модальная личность» (Кора Дюбуа, Маргарет Мид), «статусная личность» (Ральф Линтон) и т.п.

IV. ЭРИХ ФРОММ: КОНЦЕПЦИЯ «СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА»

Эрих Фромм (1900-1980) — немецко-американский врач-психоаналитик, психолог, социолог, социальный философ. — Начинал свою профессиональную карьеру в Германии, во франкфурском Институте социальных исследований; эмигрировал в США; работал в США и Мексике; уже будучи известным теоретиком, оставался практикующим врачом-психоаналитиком.

Наиболее известные и значимые произведения: «Бегство от свободы» (1941); «Человек как он есть» (1947); «Анатомия человеческой деструктивности» (1973); «Иметь или быть» (1976) и др. — Популярность работ Фромма.

Наиболее социологически значимой частью научного наследия Фромма является его концепция «социального характера» и, в частности, «авторитарного характера».

Характер нельзя объяснить биологически, через сексуальные ориентации, как это делал Фрейд. — Человек формируется не в изоляции, а в социальной среде, причем всегда в конкретной социальной среде, и эта среда накладывает на него отпечаток.

В отличие от Кардинера, у Фромма речь идет прежде всего о социально-экономической структуре, а не о культуре.

Э. Фромм: «Те стремления, которые приводят к различию человеческих характеров, — любовь и ненависть, жажда власти или тяга к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ним — все они являются продуктом социального процесса. Самые прекрасные, как и уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности».

В каждом обществе характеры его членов складываются в ответ на одни и те же социально-экономические условия. — Соответственно: как бы члены того или иного общества ни отличались друг от друга, в их характере закрепляются некоторые общие элементы. Совокупность этих общих элементов и есть «социальный характер».

Социальный характер — связующее звено между личностью и социальной структурой. (Неразрывность индивида и общества.)

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — это типичная для членов некоторого данного общества «совокупность доминантных побуждений, мотивирующих поведение». Она является результатом адаптации к существующему образу жизни.

Роль семьи: социальный характер формируется в семье, которая выступает как «психологический агент общества». — При этом (в отличие от Кардинера) подчеркивается, что истоки социального характера надо искать не в методах воспитания, а вне семьи: в образе жизни, экономике, социальной структуре. Семья просто транслирует эти широкие требования, хотя и самым жестким образом: она готовит человека к жизни именно в этом обществе.

Функции социального характера:

(1) биологическая: замена системы инстинктов, обеспечение полуавтоматических поведенческих реакций на типичные социальные ситуации;

(2) психологические: обеспечение согласованности внутренних побуждений и внешних требований, избавление от внутренних конфликтов, обеспечение «чувства идентичности», удовлетворение потребности человека в системе ориентации и объекте поклонения (религиозной потребности);

(3) социальные: обеспечение устойчивости и изменения общества. — С одной стороны: обеспечение конформности за счет того, что человек исходя из внутренних побуждений делает именно то, что необходимо и желательно для общества, и, более того, «хочет делать то, что он должен делать»; при этом социальный характер является силой, «цементирующей» общество. — С другой стороны: социальный характер может стать фактором изменения («динамитом»), если перестает соответствовать изменившимся социально-экономическим условиям.

Фромм выделяет пять основных ориентаций характера:

(1) плодотворная и —

четыре неплодотворных:

(2) рецептивная (берущая);

(3) эксплуататорская (овладевающая);

(4) стяжательская (накопительская);

(5) рыночная.

РЕЦЕПТИВНАЯ: пассивность, безынициативность, зависимость от других, стремление все получать извне, иждивенчество (ср. орально-рецептивный характер, по Фрейду).

ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ: представление человека о том, что источник всех благ находится вне его; стремление к овладению благами силой или хитростью; склонность к использованию других людей и их эксплуатации; агрессивность; отношение к человеку как к объекту манипулирования.

СТЯЖАТЕЛЬСКАЯ: стяжательство, скопидомство, скупость; зацикленность на собственности; аккуратность, педантичность, страсть к порядку (ср. анальный характер, по Фрейду).

РЫНОЧНАЯ: восприятие себя и других как товара, который нужно выгодно сбыть на рынке личностей; склонность к «самопреподнесению»; зависимость от мнений других; поверхностность; атрофия эмоциональной жизни; ситуационная изменчивость установок.

Это идеальные типы. — В тех или иных конкретных социально-экономических условиях эти ориентации могут по-разному сочетаться друг с другом. — В каждой ориентации есть элементы плодотворности, которые в случае их чрезмерного акцентирования приобретают извращенные, патологические формы.

В книге «Бегство от свободы» (1941):

Дается анализ социального характера протестанта во времена Реформации: особый тип характера, преимущественно стяжательский, — как ответ на требования эпохи и как характер, удовлетворяющий глубокие духовные запросы личности. Этот тип характера преобладал в Западной Европе до конца XIX века.

В Германии первой половины ХХ в. этот же преимущественно стяжательский характер (авторитарный характер), свойственный низам среднего класса, сыграл реакционную роль и стал психологической базой нацизма:

— преобладание садомазохистских наклонностей;

— основная черта: особое отношение к власти — любовь к силе и презрение к слабости: тенденция бунтовать и сопротивляться власти, когда она слаба, и в то же время рабская покорность перед сильной властью (удовлетворение садомазохистских побуждений через самоотождествление с силой).

Невыносимость свободы — «бегство от свободы», различные его механизмы.

В книге «Иметь или быть» (1976):

Новая тенденция: преобладание рыночной ориентации — апофеоз отчуждения.

Исследования, примыкающие по тематике к исследованиям Кардинера и Фромма:

— «Авторитарная личность» Т. Адорно и др.;

— «Одинокая толпа» Дэвида Рисмена (иная трактовка «социального характера»);

— главы «Властвующей элиты» Ч.Р. Миллса, посвященные «инертному обществу»;

— «Организационный человек» У.Х. Уайта;

— «Бюрократическая структура и личность» Р.К. Мертона;

и множество других исследований, в том числе в направлении «культура-и-личность».






Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 2211; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8176 - | 7860 - или читать все...

Читайте также:

 

18.206.241.26 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.009 сек.