double arrow

II. НЕОФРЕЙДИЗМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

I. КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОАНАЛИЗА ЗИГМУНДА ФРЕЙДА

ТЕМА 9. НЕОФРЕЙДИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

В. Исследования связи науки с социальными изменениями

Работа «Наука, техника и общество в Англии XVII века». — Два очерка на эту тему вошли в сборник «Социальная теория и социальная структура» (главы 20 и 21).

Рассматривается связь социального развития, науки и пуританского религиозного этоса в Англии XVII века. — Ученые XVII века в Англии были преимущественно протестантами (пуританами): роль пуритан в развитии новоевропейского естествознания и техники. — Их религиозные мотивации (например, И. Ньютон). — Латентные социальные функции их познавательной деятельности.

Резюме: значение общетеоретических идей Мертона и его специальных исследований в разных областях социологического знания.


Краткое содержание лекции: Психоанализ З. Фрейда: основные идеи. — «Бессознательное», «предсознательное», «сознание». — Пансексуализм: концепция «либидо». — «Я», «Оно», «Сверх-Я». — Теория формирования личности (социализации). — «Идеал Я». — Понятие «характера». — Стадии психосексуального развития: оральная, анальная, генитальная. — «Эдипов комплекс», идентификация с родителем, интериоризация «идеала Я». — Роль семьи в формировании личности. — Культура как результат «сублимации». — Репрессивность культуры: «подавление влечений».

Психоанализ и социология. — Неофрейдизм: общая характеристика и основные представители.




Концепция «базисных типов личности» Абрама Кардинера: Абрам Кардинер, его научная карьера и основные работы. — Связь «личности» с «культурой»: роль процесса «адаптации». — Понятие «базисного типа личности» («базисной структуры личности»). — Пример: «базисный тип личности» американского негра (по книге «Клеймо угнетения»). — Связь «базисного типа личности» с «первичными» и «вторичными» институтами (а также с природой и хозяйственной жизнью как значимыми средами). — Связь понятия «базисный тип личности» с понятиями «национальный характер», «модальная личность», «статусная личность» и т.п.

Концепция «социального характера» Эриха Фромма: Эрих Фромм, вехи жизненного пути, основные произведения. — Критика фрейдовской концепции характера: понятие «социального характера». — «Социальный характер» как связующее звено между «личностью» и «социальной структурой». — Семья как «агент общества». — Функции «социального характера»: биологические, психологические, социальные. — Основные ориентации характера. — «Авторитарный характер». — Исследования, тематически примыкающие к исследованиям Фромма и Кардинера.



Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач и психолог, родоначальник психоанализа.

1. Разделил психический аппарат человека на три области: бессознательное, предсознательное, сознание. — Преобладающее значение бессознательного в мотивации человеческого поведения. — Идеи («содержания»), мотивирующие поведение, находятся преимущественно в бессознательном: они связаны с глубинными влечениями, прежде всего (и в конечном счете) сексуальными. — Поведение человека гораздо менее рационально, чем обычно считается.

2. В психической жизни человека главную роль играет сексуальное влечение: психическая энергия («либидо») питает и поддерживает практически все поведенческие проявления человека: она свободно циркулирует, может присоединяться к самым разным объектам. — Культура как результат сублимации.

3. В человеческой личности Фрейд выделил три инстанции, взаимодействующие друг с другом: Я, Оно и Сверх-Я. — Они выражают разные требования, которые человек учитывает в своем поведении: (а) Оно = «принцип удовольствия» («я хочу»); (б) Я = «принцип реальности» («я реально могу»); (в) Сверх-Я = принцип долженствования («я должен»).

4. Социализация: процессы формирования Я и Сверх-Я: они развиваются из Оно за счет отщепления от него части либидо. — Социализация происходит в основном в первые годы жизни. — Роль семейного окружения. — Интериоризация «идеала Я».

5. Характер: характер формируется и принимает завершенные формы в ранней социализации: это не совокупность внешних поведенческих черт, а особая организация глубинных влечений и ориентаций. — Формирование характера неотделимо от психосексуального развития ребенка: это развитие проходит через несколько стадий, и на каждой из них может произойти фиксация, накладывающая неизгладимый отпечаток на характер как «ядро» личности: для каждой стадии характерна привязка либидо к определенным участкам тела («эрогенным зонам»):

  • оральная стадия: привязка либидо к эрогенной области рта, связанная с периодом грудного вскармливания: пассивность, зависимость, беспомощность, получение удовольствия извне — кризис отлучения от груди: «оральный характер»;
  • анальная стадия: привязка либидо к анальной зоне, связанная с волевым контролем над процессом дефекации: получение удовольствия от этого процесса и контроля над ним: общая ориентация на удерживание и накопление, бережливость, жадность, аккуратность — кризис приучения к туалету: «анальный характер»;
  • генитальная (фаллическая) стадия: привязка либидо к генитальной зоне, связанная для ребенка с открытием возможностей получения удовольствия, заключенных в этой зоне (возраст: 3-4 года) — наказания за детские исследования в этой области;
  • «Эдипов комплекс»: 5-6 лет: идентификация с родителем, формирование «идеала Я» (Сверх-Я) — аналог: «комплекс Электры».

Этот период жизни забывается — процесс «вытеснения».

Далее: период регрессии и возрождения сексуальности в период полового созревания.

6. Культура как результат «сублимации». — Репрессивность культуры. — «Подавление влечений».

Ученики Фрейда: модификация психоанализа, критика схемы Фрейда.

В частности: у Фрейда человек рассматривался как обособленное от общества существо, развивающееся вне социального контекста (если не брать ограниченный контекст семьи).

Неофрейдизм: фрейдовские темы рассматриваются в социальном контексте — принципы классического психоанализа пересматриваются и соединяются с социологическими интересами и исследовательскими ориентациями.

  • Гарри Стэк Салливан: развитие индивида в семейном окружении; социальная природа психических патологий; семейная психотерапия;
  • Карен Хорни: рассмотрение неврозов в социальном контексте;
  • Абрам Кардинер: изучение формирования личности в контексте культуры;
  • Эрих Фромм: соединение психоанализа и социологии; личность и общество; авторитарная личность;
  • Эрик Гомбургер Эриксон: «жизненный цикл» и проблемы идентичности;
  • Герберт Маркузе: фрейдистский анализ буржуазной цивилизации;
  • Вильгельм Райх: психологический анализ фашизма; критика культуры как репрессивной силы, идея «сексуальной революции»;
  • в социокультурной антропологии: исследования сексуальности в разных культурах и использование психоаналитических методов и интерпретаций (Маргарет Мид, Геза Рохейм, Бронислав Малиновский, Грегори Бейтсон и др.).

Одна из главных тем неофрейдистской социологии: личность и общество (культура).

III. АБРАМ КАРДИНЕР: КОНЦЕПЦИЯ «БАЗИСНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ»

Абрам Кардинер (1891-1981), американский психиатр и психоаналитик. Прошел личный курс психоанализа у З. Фрейда.

Одна из первых попыток применения психоанализа в социальных исследованиях.

30-е–40-е гг.: работал в Колумбийском университете (Нью-Йорк) и Нью-Йоркском психоаналитическом институте. — Руководил постоянно действующим семинаром, главной темой которого была взаимосвязь между культурой и личностью в разных обществах. — Связь этого семинара с направлением «культура-и-личность» в американской культурной антропологии.

Итог многолетней работы: разработка концепции «базисного типа личности». — Проверка этой концепции как эвристического и объяснительного инструмента на материале нескольких разных обществ (танала, сикхи, алорцы, маркизцы, команчи, оджибве, сообщество Плейнвилл в США). — Сравнительный (кросс-культурный) анализ.

Другие участники проекта: Ральф Линтон, Кора Дюбуа, Эмиль Оберхольцер (тесты Роршаха) и др.

Основные произведения Кардинера:

«Индивид и его общество» (1939);

«Психологические границы общества» (1941);

«Клеймо угнетения: анализ личности американского негра» (1951).

Основная идея: между культурой и личностью в каждом обществе существует отношение соответствия. — Это соответствие устанавливается вследствие того, что личность развивается в процессе адаптации к социальному окружению и, тем самым, к образу жизни (или культуре) этого окружения.

А. Кардинер: «Человеческая личность различается в зависимости от условий, к которым она должна приспособиться… Личность человека складывается как продукт адаптационных маневров, посредством которых он приспосабливается к институтам, дабы успешно функционировать в своей среде».

Общность культурных условий, к которым людям приходится приспосабливаться в ходе социализации в рамках одного общества, обеспечивает общность «личностного ядра» у членов соответствующего общества. — Эта общая структура личности была названа базисной структурой личности, или базисным типом личности.

= В каждом обществе: свой особый базисный тип личности. (Прежде это называлось «национальным характером». — Преимущества нового понятия.)

Базисный тип личностисовокупность склонностей, установок, предрасположений и особых черт характера, свойственных большинству индивидов того или иного общества.

Базисный тип личности организуется вокруг центральных проблем адаптации.

Это не совокупность внешних поведенческих черт и привычек (ср. Фрейд).

Это «глубинная» («динамическая») структура личности, которая может внешне проявляться очень по-разному. — Адаптация происходит в значительной степени неосознанно: соответственно, базисные структуры личности фиксируются в области бессознательного.

Пример: анализ личности американского негра в книге «Клеймо угнетения»:

Решающий факт: кастовая система, статусное неравенство, угнетение.

Личность формируется, адаптируясь к условиям «угнетения».

Центральные элементы такого базисного типа личности:

— агрессивность;

— низкая самооценка.

Агрессивность (вследствие действия различного рода защитных механизмов) проявляется в таких внешне наблюдаемых чертах: поверхностность в мыслях и чувствах, сфокусированность на внешнем и простом, недоверчивость, постоянное заискивание, осторожность, нерешительность, льстивость, пассивность и безропотность, раздражительность, внешняя видимость любезности и учтивости, шутливость и юмор, страх утраты самоконтроля, ограничение аффективности и эмоциональности.

Низкая самооценка — в таких чертах:

— презрение или даже ненависть к себе;

— идеализация белых;

— ненависть к белым;

— ненависть к чернокожим.

Базисный тип личности формируется в раннем детстве — в процессе воспитания — под влиянием семейного окружения:

соответственно: общность базисного типа личности напрямую обусловлена общностью методов (обычаев) воспитания, принятых в соответствующем обществе:

= эти методы (обычаи) называются первичными институтами.

Базисный тип личности складывается в процессе адаптации к первичным институтам.

Первичные институты рассматриваются детальнейшим образом: ближайшее окружение и его состав; участие разных лиц в воспитании и характер этого участия; режим кормления; отлучение от груди; приучение к туалету; поощрения и наказания; запреты; реагирование окружающих на плач; степень телесного контакта с окружающими; регулярность и продолжительность общения с ребенком и т.д.

Базовый тип личности — благодаря действию проективных механизмов — оказывает определяющее влияние на характер вторичных институтов: это религия, искусство, фольклор, мифология, философия, идеология и т.д.

Также большое значение имеют природная среда и экономика. — Пример: изменения, вызванные у танала (Мадагаскар) климатическими переменами и сопряженными с ними переменами в техниках выращивания риса.

Совершенствование концепции «базисного типа личности»: введение понятий «модальная личность» (Кора Дюбуа, Маргарет Мид), «статусная личность» (Ральф Линтон) и т.п.

IV. ЭРИХ ФРОММ: КОНЦЕПЦИЯ «СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА»

Эрих Фромм (1900-1980) — немецко-американский врач-психоаналитик, психолог, социолог, социальный философ. — Начинал свою профессиональную карьеру в Германии, во франкфурском Институте социальных исследований; эмигрировал в США; работал в США и Мексике; уже будучи известным теоретиком, оставался практикующим врачом-психоаналитиком.

Наиболее известные и значимые произведения: «Бегство от свободы» (1941); «Человек как он есть» (1947); «Анатомия человеческой деструктивности» (1973); «Иметь или быть» (1976) и др. — Популярность работ Фромма.

Наиболее социологически значимой частью научного наследия Фромма является его концепция «социального характера» и, в частности, «авторитарного характера».

Характер нельзя объяснить биологически, через сексуальные ориентации, как это делал Фрейд. — Человек формируется не в изоляции, а в социальной среде, причем всегда в конкретной социальной среде, и эта среда накладывает на него отпечаток.

В отличие от Кардинера, у Фромма речь идет прежде всего о социально-экономической структуре, а не о культуре.

Э. Фромм: «Те стремления, которые приводят к различию человеческих характеров, — любовь и ненависть, жажда власти или тяга к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ним — все они являются продуктом социального процесса. Самые прекрасные, как и уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности».

В каждом обществе характеры его членов складываются в ответ на одни и те же социально-экономические условия. — Соответственно: как бы члены того или иного общества ни отличались друг от друга, в их характере закрепляются некоторые общие элементы. Совокупность этих общих элементов и есть «социальный характер».

Социальный характер — связующее звено между личностью и социальной структурой. (Неразрывность индивида и общества.)

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР — это типичная для членов некоторого данного общества «совокупность доминантных побуждений, мотивирующих поведение». Она является результатом адаптации к существующему образу жизни.

Роль семьи: социальный характер формируется в семье, которая выступает как «психологический агент общества». — При этом (в отличие от Кардинера) подчеркивается, что истоки социального характера надо искать не в методах воспитания, а вне семьи: в образе жизни, экономике, социальной структуре. Семья просто транслирует эти широкие требования, хотя и самым жестким образом: она готовит человека к жизни именно в этом обществе.

Функции социального характера:

(1) биологическая: замена системы инстинктов, обеспечение полуавтоматических поведенческих реакций на типичные социальные ситуации;

(2) психологические: обеспечение согласованности внутренних побуждений и внешних требований, избавление от внутренних конфликтов, обеспечение «чувства идентичности», удовлетворение потребности человека в системе ориентации и объекте поклонения (религиозной потребности);

(3) социальные: обеспечение устойчивости и изменения общества. — С одной стороны: обеспечение конформности за счет того, что человек исходя из внутренних побуждений делает именно то, что необходимо и желательно для общества, и, более того, «хочет делать то, что он должен делать»; при этом социальный характер является силой, «цементирующей» общество. — С другой стороны: социальный характер может стать фактором изменения («динамитом»), если перестает соответствовать изменившимся социально-экономическим условиям.

Фромм выделяет пять основных ориентаций характера:

(1) плодотворная и —

четыре неплодотворных:

(2) рецептивная (берущая);

(3) эксплуататорская (овладевающая);

(4) стяжательская (накопительская);

(5) рыночная.

РЕЦЕПТИВНАЯ: пассивность, безынициативность, зависимость от других, стремление все получать извне, иждивенчество (ср. орально-рецептивный характер, по Фрейду).

ЭКСПЛУАТАТОРСКАЯ: представление человека о том, что источник всех благ находится вне его; стремление к овладению благами силой или хитростью; склонность к использованию других людей и их эксплуатации; агрессивность; отношение к человеку как к объекту манипулирования.

СТЯЖАТЕЛЬСКАЯ: стяжательство, скопидомство, скупость; зацикленность на собственности; аккуратность, педантичность, страсть к порядку (ср. анальный характер, по Фрейду).

РЫНОЧНАЯ: восприятие себя и других как товара, который нужно выгодно сбыть на рынке личностей; склонность к «самопреподнесению»; зависимость от мнений других; поверхностность; атрофия эмоциональной жизни; ситуационная изменчивость установок.

Это идеальные типы. — В тех или иных конкретных социально-экономических условиях эти ориентации могут по-разному сочетаться друг с другом. — В каждой ориентации есть элементы плодотворности, которые в случае их чрезмерного акцентирования приобретают извращенные, патологические формы.

В книге «Бегство от свободы» (1941):

Дается анализ социального характера протестанта во времена Реформации: особый тип характера, преимущественно стяжательский, — как ответ на требования эпохи и как характер, удовлетворяющий глубокие духовные запросы личности. Этот тип характера преобладал в Западной Европе до конца XIX века.

В Германии первой половины ХХ в. этот же преимущественно стяжательский характер (авторитарный характер), свойственный низам среднего класса, сыграл реакционную роль и стал психологической базой нацизма:

— преобладание садомазохистских наклонностей;

— основная черта: особое отношение к власти — любовь к силе и презрение к слабости: тенденция бунтовать и сопротивляться власти, когда она слаба, и в то же время рабская покорность перед сильной властью (удовлетворение садомазохистских побуждений через самоотождествление с силой).

Невыносимость свободы — «бегство от свободы», различные его механизмы.

В книге «Иметь или быть» (1976):

Новая тенденция: преобладание рыночной ориентации — апофеоз отчуждения.

Исследования, примыкающие по тематике к исследованиям Кардинера и Фромма:

— «Авторитарная личность» Т. Адорно и др.;

— «Одинокая толпа» Дэвида Рисмена (иная трактовка «социального характера»);

— главы «Властвующей элиты» Ч.Р. Миллса, посвященные «инертному обществу»;

— «Организационный человек» У.Х. Уайта;

— «Бюрократическая структура и личность» Р.К. Мертона;

и множество других исследований, в том числе в направлении «культура-и-личность».







Сейчас читают про: