Социология как общая и специальная наука

II. СОЦИОЛОГИЯ ЛУИСА ВИРТА

Луис Вирт (1897-1952). — Родился в Германии; в юности эмигрировал в США.

Сначала изучал медицину и социальную работу, потом социологию. Защитил диссертацию на социологическом факультете Чикагского университета. Один из основных участников проекта зонирования Чикаго. В 1940–52 гг. профессор социологии в Чикагском ун-те. В 1947 был избран президентом Американского социологического общества, в 1949 стал первым президентом Международной социологической ассоциации.

Темы исследований, их разнородность: известен работами в области городской социологии, исследованиями расовых отношений, положения меньшинств в современном обществе, идеологии, массовой коммуникации, национализма. Автор классической концепции урбанизма.

Важнейшие работы: «Гетто» (1928), «Урбанизм как образ жизни» (1938).

Вирт (в духе Парка) рассматривает социологию как одновременно общую и специальную науку:

(1) Социология как общая наука — это познание человека, поскольку он ведет групповой способ существования. Она дает общее видение «природы человека и социального порядка». Она не имеет своего предмета и релевантна для всех наук о человеке (в том числе социальных).

(2) Социология как специальная наука имеет предметное содержание, однако оно в силу исторических обстоятельств лишено внутренней связности. — Это предметное содержание складывается по остаточному принципу: охватывает аспекты социальной жизни, еще не охваченные другими науками. Сюда входят несколько специальных дисциплин, изучающих одну и ту же социальную жизнь под разными углами зрения:

a) демография и человеческая экология;

b) изучение социальной организации;

c) социальная психология и изучение коллективного поведения.

(3) Связность и нераздельность общей и специальной социологии.

Теория как «часть всего, что мы делаем»

Вирт отвергает абстрактное теоретизирование как специальный вид деятельности: Вирт versus Парсонс (рецензия Вирта на «Структуру социального действия» в ASR, 1939).

Для социологии Вирта (и социологии, как Вирт ее понимает) характерны:

— вплавление абстрактных предпосылок и схем (как «угла зрения») — в т.ч. ценностей, интересов, допущений, понятий — в любую содержательную исследовательскую работу;

— активизм: ценностная (практическая) заданность исследовательских усилий;

— значимость непосредственного опыта: глубокая включенность в социальные процессы (участие) как необходимая предпосылка адекватного социологического познания.

Ср.: Р.Э. Парк и его ориентация на понимание, практически релевантное знание, а не на объективный взгляд со стороны. — Единство «теории» и «практики».

«Теория – это аспект всего, что мы делаем, а не совокупность знаний, отдельная от исследований и практики».

Общая «схема соотнесения»

Основные понятия: «социальное взаимодействие», «социальная группа», «сообщество», «общество». — Своеобразие интерпретации этих понятий, в сравнении со стандартными учебниковыми значениями.

1) Взаимодействие = фундаментальный процесс в формировании человеческой природы и социального порядка: индивиды создают социальный порядок своими действиями, а эмерджентные продукты их действий (обладающие свойствами, не сводимыми к свойствам произведших их индивидов), оказывают, в свою очередь, формирующее воздействие на человеческие личности.

Этот процесс соединяет в себе процессы поддержания и изменения социального порядка и процессы формирования и изменения личностей.

Снятие дихотомии «индивид versus общество»; уход от спора между реалистами и номиналистами.

2) Во взаимодействии создаются, сохраняются и распадаются социальные группы. Под «социальными группами» подразумеваются любые совокупности индивидов, которые могут мыслиться как сплоченные и обладающие единством.

Выделяются два источника «сплочения» и «единства»:

(а) взаимосвязь «симбиотического» характера;

(б) «консенсус».

3) Каждая группа может быть рассмотрена, в зависимости от характера объединяющих ее связей, как «сообщество» и как «общество». — Тот или другой тип связности может быть преобладающим. — (Ср.: Тённис.)

Тенденция развития социальных групп «от сообщества к обществу»: общий контекст для рассмотрения динамики человеческих групп в любых пространственных и временных масштабах. — В контексте этой тенденции Вирт трактует многие групповые образования:

— «сообщество»;

— «гетто»;

— «регион»;

— «город»;

— вплоть до «мирового сообщества» и «мирового общества».

Прототип сообщества: небольшая территориально ограниченная локальная группа, в которой заключен весть круг жизненных связей ее членов. — В этом случае границы «сообщества» и «общества» совпадают. — Предполагается случай полной изоляции.

Разрушение этого совпадения через выход тех или иных человеческих связей за пределы ранее изолированной единицы. — Дезорганизация, аномия, развитие: высвобождение личности из-под власти локальных обычаев; бреши в групповом консенсусе; ослабление социального контроля и регуляции поведения.

Современность: характерна утрата совпадения разных типов социальных взаимосвязей в пространстве: несовпадение границ, заключающих в себе эти взаимосвязи (экологические, экономические, технологические, политические, культурные, моральные). — Человек принадлежит к множеству социальных групп (кругов связей и взаимодействий), и они относительно независимы друг от друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: