Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

I. ДЖОРДЖ КАСПАР ХОМАНС: БИХЕВИОРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ОБМЕНА




ТЕМА 18. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА

Краткое содержание лекции: Теории обмена как теории, альтернативные структурно-функциональной макросоциологии. Ключевая идея. Основные теоретики.

Теория обмена Джорджа Каспара Хоманса: Опора на бихевиористскую концепцию Б.Ф. Скиннера. — Критика существующей социологии. — Абстракции «первого» и «второго» порядка. — Индуктивная стратегия построения теории. — Изучение «элементарного социального поведения» в малых группах. — Исходная концептуальная схема. — «Эмпирические закономерности», проблема их объяснения. — Дедуктивная стратегия построения теории. — «Объяснение». — Теория как дедуктивная система пропозиций. — Общие постулаты, их место в теории. — Понятийный аппарат Хоманса. — Основные объяснительные постулаты. — Концепция институционализации: «субинституциональное» и «институциональное».

Интегративная теория обмена Питера Блау: Попытка соединения теории обмена со структурным функционализмом, символическим интеракционизмом и теорией конфликта. — Переформулировка основных принципов обмена. — Непосредственный и опосредованный обмен. — Концептуализация перехода от микроуровня непосредственного обмена к макроуровню социальных структур и опосредованных обменов. Пример: переход от межличностных обменов к дифференциации статуса и власти. Понятие «уступок». — Отличия форм обмена между макроструктурами и форм обмена на микроуровне межличностного взаимодействия: значение «норм» и «ценностей». — Типология «ценностей» Блау.

Теория обмена получила развитие в 50-е – 60-е годы ХХ в. и изначально была выдвинута как альтернатива структурному функционализму.

Ключевая идея: Социальный обмен — это фундаментальный процесс, на базе которого возникают более сложные социальные структуры. Обмен имеет свои закономерности, и они могут быть положены в основу социологической теории. (Обмен понимается при этом в самом широком смысле.)

Основные теоретики: Джордж Каспар Хоманс (1910-1989), Питер Блау (р. 1918).

Первый вариант теории обмена. — Опирается на бихевиористскую психологию (Беррес Скиннер): лабораторные исследования оперантного поведения.

Образ человека: автономный индивид, ориентированный на получение выгоды от своего поведения и выстраивающий свое поведение так, чтобы выгода была максимальной.

Основные характеристики теории обмена Хоманса:

— строго академический (сциентистский) стиль;

— микросоциологическая: в противоположность структурному функционализму;

— сугубо позитивистская и объективистская: в противовес «понимающей» традиции.

Две основные работы:

«Человеческая группа» (1950) — первый этап построения теории обмена;




«Социальное поведение: Его элементарные формы» (1961) — второй этап.

v Первый этап: индуктивная стратегия построения теории

Вся предшествующая социологическая теория строилась неправильно: она плохо согласуется с научной строгостью. (Прежде всего: против структурного функционализма Парсонса.)

В основе социологической теории не могут лежать понятия и утверждения, которые не соотносятся непосредственно с эмпирическим опытом. — Такие понятия и утверждения неизбежно основываются на неясных и научно не контролируемых предпосылках. — Это «абстракции второго порядка» (как, например, «статус», «роль», «солидарность», «структура», «интеграция», «культура» и т.д.). — Их нельзя непосредственно наблюдать, они не имеют ясных эмпирических референтов; утверждения, включающие такие абстракции, не могут быть эмпирически проверены. — Знание о крупных социальных образованиях («макро») являются косвенными и не могут быть положены в основу научной теории.

При построении теории нужно исходить из действительной, наблюдаемой социальной жизни: мы непосредственно наблюдаем поведение людей. — Реальное поведение всегда развертывается в «малых группах»: небольших по размеру группах, в которых люди вступают в непосредственную коммуникацию, или общение лицом-к-лицу.

Предмет изучения — не сами группы, а поведение в них («элементарное социальное поведение»).

ИТАК: Необходимо опираться на наблюдение того, как люди реально себя ведут в повседневной жизни. — На базе таких наблюдений можно выявить некоторые регулярности: эти регулярности нужно описывать с помощью «абстракций первого порядка» (абстракций, имеющих ясные эмпирические корреляты).



Социологам следовало бы «оставить высокоумные слова социальной науки и спуститься с ее вершин хотя бы до уровня простого наблюдения, основанного на здравом смысле. После этого, если мы захотим, мы снова сможем подняться на вершину, но на этот раз с помощью надежной лестницы».

Исходная концептуальная схема: (три абстракции первого порядка):

В малой группе выделяются три основных класса переменных:

(1) взаимодействие;

(2) деятельность;

(3) чувство.

Взаимодействия, деятельности и чувства внутри группы взаимозависимы и образуют внутреннюю систему; среда группы (физические, технические и социальные условия) образуют внешнюю систему.

Группа = система: изменение одних элементов ведет к изменению других.

СУТЬ ИНДУКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ: от простого к сложному:

Сначала: формулировка общих утверждений на базе наблюдений:

= утверждения типа «х меняется вместе с у»;

далее: формулировка новых утверждений и корректировка ранее сделанных:

= утверждения типа «х меняется вместе с у при условиях С1, С2…Сn»

В книге «Человеческая группа»:

используются 5 исследований (пять групп), в том числе:

— малая производственная группа на заводе «Вестерн Электрик» в Хоторне (Э. Мэйо);

— городская уличная «шайка» (У.Ф. Уайт, «Общество на углу улицы»);

— семейная группа тикопиа (Р. Фирт, исследования о-ва Тикопиа в Полинезии);

— городское сообщество в Новой Англии (У. Ллойд Уорнер, Янки-Сити).

Эмпирические закономерности:

1. Если частота взаимодействий между двумя или более лицами повышается, то возрастает и степень симпатии между ними, и наоборот.

2. Если увеличивается симпатия между членами данной группы, то эти лица выражают свои чувства путем активизации деятельности, которую они выполняют, и наоборот.

3. Чем чаще лица взаимодействуют друг с другом, тем больше сходства проявляется в их деятельностях и чувствах, и наоборот.

4. Чем выше ранг данного лица в группе, тем в большей степени его деятельности согласуются с нормами этой группы, и наоборот.

5. Чем выше социальный ранг лица, тем шире диапазон его взаимодействий. — [И т. д.]

Пример корректировки: положение 1 верно лишь при определенных условиях:

= одно из таких условий: власть одного лица над другим должна быть невелика.

v Второй этап: дедуктивная стратегия построения теории

В книге «Социальное поведение» Хоманс совершил резкий поворот, связанный с тем, что эмпирические закономерности (как он теперь подчеркивает) нуждаются в объяснении.

Объяснение — подведение эмпирических утверждений под общие положения (постулаты), из которых их можно было бы логически вывести. Кроме того, из этих постулатов можно было бы выводить и другие эмпирические утверждения, которых изначально не было, а затем подвергать их эмпирической проверке.

Против Парсонса: из социологии нужно устранить «интеллектуальное лицемерие», и первый шаг на этом пути — отказ от парсонсовской стратегии разработки систем понятий и категориальных схем.

Альтернатива: конструирование дедуктивных систем пропозиций.

Общие постулаты могут быть либо изобретены, либо позаимствованы уже готовыми из чьей-нибудь работы. — Хоманс заимствует их из бихевиористской психологии и элементарной экономики.

Модификация взятой модели: контекст человеческого поведения — социальный обмен; плюс корректировка сугубо меркантильного и антисоциального образа «экономического человека».

Хоманс не отрицает важности понятийного аппарата в построении теории.

Требования к понятиям: они должны быть четко определены и употребляться в одном и том же, заранее оговоренном смысле.

В книге «Социальное поведение» уточнены и определены основные термины (в том числе дескриптивные термины [1-3] и переменные).

Основные понятия:

1. Деятельность.

2. Чувство.

3. Взаимодействие.

4. Количество (первый широкий класс переменных).

5. Ценность (второй широкий класс переменных).

6. Вознаграждение.

7. Нормы.

8. Издержки.

9. Вложения.

10. Выгода.

11. Распределительная справедливость.

Дедуктивная теория обмена держится на пяти основных объяснительных постулатах:

1. Постулат стимула: «Если в прошлом проявление конкретной ситуации-стимула было событием, в котором данная деятельность человека была вознаграждена, то чем более похожа наличная ситуация-стимул на прошлую, тем выше вероятность того, что он выполнит эту или какую-то подобную деятельность сейчас». — Пример: если в прошлом, когда некоему предпринимателю кто-то не отдавал долг, силовой метод выбивания долга приводил к успеху, то при повторении ситуации велика вероятность того, что вновь будет применен силовой метод.

2. Постулат успеха: «Чем чаще на протяжении данного промежутка времени деятельность одного человека вознаграждает деятельность другого, тем чаще другой будет выполнять эту деятельность». — Примеры: плагиат в работах студентов; терроризм.

3. Постулат ценности: «Чем ценнее для человека единица деятельности, которую другой ему предоставляет, тем чаще он будет выполнять деятельность, вознаграждаемую этой деятельностью другого». — Примеры: чем выше для предпринимателя ценность содействия со стороны чиновника, тем чаще он будет совершать для чиновника действия, приносящие ему это содействие; (или) чем ценнее для человека проявления любви со стороны другого человека, тем чаще он будет совершать действия, вознаграждаемые проявлениями любви со стороны этого другого.

4. Постулат депривации–пресыщения: «Чем чаще человек в недавнем прошлом получал от другого вознаграждающую деятельность, тем менее ценной для него становится любая следующая единица этой деятельности». = В отношении большинства вознаграждений у человека существует предел насыщения: при приближении к этому пределу ценность вознаграждения падает (вплоть до нуля). — Пример: если человек регулярно и часто получает в ответ на услуги выражения благодарности («спасибо»), то ценность выражений благодарности все более и более падает.

5. Постулат распределительной справедливости: «Чем больше ущерба несет человеку несоблюдение правила распределительной справедливости, с тем большей вероятностью он будет проявлять эмоциональное поведение, которое мы называем раздражением». — Пояснение: люди сравнивают свое положение с положением других; распределение издержек и выгод должно быть справедливым. — Пример: ссоры между партнерами по общему делу (скандалы в политических партиях).

С помощью этих принципов объясняются различные феномены элементарного поведения:


— влияние;

— конформность;

— конкуренция;

— справедливость;

— авторитет;

— равенство, и т.д.






Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 1575; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8232 - | 7893 - или читать все...

Читайте также:

 

18.232.53.231 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.