ТЕМА 18. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА
Краткое содержание лекции: Теории обмена как теории, альтернативные структурно-функциональной макросоциологии. Ключевая идея. Основные теоретики.
Теория обмена Джорджа Каспара Хоманса: Опора на бихевиористскую концепцию Б.Ф. Скиннера. — Критика существующей социологии. — Абстракции «первого» и «второго» порядка. — Индуктивная стратегия построения теории. — Изучение «элементарного социального поведения» в малых группах. — Исходная концептуальная схема. — «Эмпирические закономерности», проблема их объяснения. — Дедуктивная стратегия построения теории. — «Объяснение». — Теория как дедуктивная система пропозиций. — Общие постулаты, их место в теории. — Понятийный аппарат Хоманса. — Основные объяснительные постулаты. — Концепция институционализации: «субинституциональное» и «институциональное».
Интегративная теория обмена Питера Блау: Попытка соединения теории обмена со структурным функционализмом, символическим интеракционизмом и теорией конфликта. — Переформулировка основных принципов обмена. — Непосредственный и опосредованный обмен. — Концептуализация перехода от микроуровня непосредственного обмена к макроуровню социальных структур и опосредованных обменов. Пример: переход от межличностных обменов к дифференциации статуса и власти. Понятие «уступок». — Отличия форм обмена между макроструктурами и форм обмена на микроуровне межличностного взаимодействия: значение «норм» и «ценностей». — Типология «ценностей» Блау.
|
|
Теория обмена получила развитие в 50-е – 60-е годы ХХ в. и изначально была выдвинута как альтернатива структурному функционализму.
Ключевая идея: Социальный обмен — это фундаментальный процесс, на базе которого возникают более сложные социальные структуры. Обмен имеет свои закономерности, и они могут быть положены в основу социологической теории. (Обмен понимается при этом в самом широком смысле.)
Основные теоретики: Джордж Каспар Хоманс (1910-1989), Питер Блау (р. 1918).
Первый вариант теории обмена. — Опирается на бихевиористскую психологию (Беррес Скиннер): лабораторные исследования оперантного поведения.
Образ человека: автономный индивид, ориентированный на получение выгоды от своего поведения и выстраивающий свое поведение так, чтобы выгода была максимальной.
Основные характеристики теории обмена Хоманса:
— строго академический (сциентистский) стиль;
— микросоциологическая: в противоположность структурному функционализму;
— сугубо позитивистская и объективистская: в противовес «понимающей» традиции.
Две основные работы:
|
|
«Человеческая группа» (1950) — первый этап построения теории обмена;
«Социальное поведение: Его элементарные формы» (1961) — второй этап.
v Первый этап: индуктивная стратегия построения теории
Вся предшествующая социологическая теория строилась неправильно: она плохо согласуется с научной строгостью. (Прежде всего: против структурного функционализма Парсонса.)
В основе социологической теории не могут лежать понятия и утверждения, которые не соотносятся непосредственно с эмпирическим опытом. — Такие понятия и утверждения неизбежно основываются на неясных и научно не контролируемых предпосылках. — Это «абстракции второго порядка» (как, например, «статус», «роль», «солидарность», «структура», «интеграция», «культура» и т.д.). — Их нельзя непосредственно наблюдать, они не имеют ясных эмпирических референтов; утверждения, включающие такие абстракции, не могут быть эмпирически проверены. — Знание о крупных социальных образованиях («макро») являются косвенными и не могут быть положены в основу научной теории.
При построении теории нужно исходить из действительной, наблюдаемой социальной жизни: мы непосредственно наблюдаем поведение людей. — Реальное поведение всегда развертывается в «малых группах»: небольших по размеру группах, в которых люди вступают в непосредственную коммуникацию, или общение лицом-к-лицу.
Предмет изучения — не сами группы, а поведение в них («элементарное социальное поведение»).
ИТАК: Необходимо опираться на наблюдение того, как люди реально себя ведут в повседневной жизни. — На базе таких наблюдений можно выявить некоторые регулярности: эти регулярности нужно описывать с помощью «абстракций первого порядка» (абстракций, имеющих ясные эмпирические корреляты).
Социологам следовало бы «оставить высокоумные слова социальной науки и спуститься с ее вершин хотя бы до уровня простого наблюдения, основанного на здравом смысле. После этого, если мы захотим, мы снова сможем подняться на вершину, но на этот раз с помощью надежной лестницы».
Исходная концептуальная схема: (три абстракции первого порядка):
В малой группе выделяются три основных класса переменных:
(1) взаимодействие;
(2) деятельность;
(3) чувство.
Взаимодействия, деятельности и чувства внутри группы взаимозависимы и образуют внутреннюю систему; среда группы (физические, технические и социальные условия) образуют внешнюю систему.
Группа = система: изменение одних элементов ведет к изменению других.
СУТЬ ИНДУКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ: от простого к сложному:
Сначала: формулировка общих утверждений на базе наблюдений:
= утверждения типа «х меняется вместе с у»;
далее: формулировка новых утверждений и корректировка ранее сделанных:
= утверждения типа «х меняется вместе с у при условиях С1, С2…Сn»
В книге «Человеческая группа»:
используются 5 исследований (пять групп), в том числе:
— малая производственная группа на заводе «Вестерн Электрик» в Хоторне (Э. Мэйо);
— городская уличная «шайка» (У.Ф. Уайт, «Общество на углу улицы»);
— семейная группа тикопиа (Р. Фирт, исследования о-ва Тикопиа в Полинезии);
— городское сообщество в Новой Англии (У. Ллойд Уорнер, Янки-Сити).
Эмпирические закономерности:
1. Если частота взаимодействий между двумя или более лицами повышается, то возрастает и степень симпатии между ними, и наоборот.
2. Если увеличивается симпатия между членами данной группы, то эти лица выражают свои чувства путем активизации деятельности, которую они выполняют, и наоборот.
3. Чем чаще лица взаимодействуют друг с другом, тем больше сходства проявляется в их деятельностях и чувствах, и наоборот.
4. Чем выше ранг данного лица в группе, тем в большей степени его деятельности согласуются с нормами этой группы, и наоборот.
|
|
5. Чем выше социальный ранг лица, тем шире диапазон его взаимодействий. — [И т. д.]
Пример корректировки: положение 1 верно лишь при определенных условиях:
= одно из таких условий: власть одного лица над другим должна быть невелика.
v Второй этап: дедуктивная стратегия построения теории
В книге «Социальное поведение» Хоманс совершил резкий поворот, связанный с тем, что эмпирические закономерности (как он теперь подчеркивает) нуждаются в объяснении.
Объяснение — подведение эмпирических утверждений под общие положения (постулаты), из которых их можно было бы логически вывести. Кроме того, из этих постулатов можно было бы выводить и другие эмпирические утверждения, которых изначально не было, а затем подвергать их эмпирической проверке.
Против Парсонса: из социологии нужно устранить «интеллектуальное лицемерие», и первый шаг на этом пути — отказ от парсонсовской стратегии разработки систем понятий и категориальных схем.
Альтернатива: конструирование дедуктивных систем пропозиций.
Общие постулаты могут быть либо изобретены, либо позаимствованы уже готовыми из чьей-нибудь работы. — Хоманс заимствует их из бихевиористской психологии и элементарной экономики.
Модификация взятой модели: контекст человеческого поведения — социальный обмен; плюс корректировка сугубо меркантильного и антисоциального образа «экономического человека».
Хоманс не отрицает важности понятийного аппарата в построении теории.
Требования к понятиям: они должны быть четко определены и употребляться в одном и том же, заранее оговоренном смысле.
В книге «Социальное поведение» уточнены и определены основные термины (в том числе дескриптивные термины [1-3] и переменные).
Основные понятия:
1. Деятельность.
2. Чувство.
3. Взаимодействие.
4. Количество (первый широкий класс переменных).
5. Ценность (второй широкий класс переменных).
6. Вознаграждение.
7. Нормы.
8. Издержки.
9. Вложения.
10. Выгода.
11. Распределительная справедливость.
|
|
Дедуктивная теория обмена держится на пяти основных объяснительных постулатах:
1. Постулат стимула: «Если в прошлом проявление конкретной ситуации-стимула было событием, в котором данная деятельность человека была вознаграждена, то чем более похожа наличная ситуация-стимул на прошлую, тем выше вероятность того, что он выполнит эту или какую-то подобную деятельность сейчас». — Пример: если в прошлом, когда некоему предпринимателю кто-то не отдавал долг, силовой метод выбивания долга приводил к успеху, то при повторении ситуации велика вероятность того, что вновь будет применен силовой метод.
2. Постулат успеха: «Чем чаще на протяжении данного промежутка времени деятельность одного человека вознаграждает деятельность другого, тем чаще другой будет выполнять эту деятельность». — Примеры: плагиат в работах студентов; терроризм.
3. Постулат ценности: «Чем ценнее для человека единица деятельности, которую другой ему предоставляет, тем чаще он будет выполнять деятельность, вознаграждаемую этой деятельностью другого». — Примеры: чем выше для предпринимателя ценность содействия со стороны чиновника, тем чаще он будет совершать для чиновника действия, приносящие ему это содействие; (или) чем ценнее для человека проявления любви со стороны другого человека, тем чаще он будет совершать действия, вознаграждаемые проявлениями любви со стороны этого другого.
4. Постулат депривации–пресыщения: «Чем чаще человек в недавнем прошлом получал от другого вознаграждающую деятельность, тем менее ценной для него становится любая следующая единица этой деятельности». = В отношении большинства вознаграждений у человека существует предел насыщения: при приближении к этому пределу ценность вознаграждения падает (вплоть до нуля). — Пример: если человек регулярно и часто получает в ответ на услуги выражения благодарности («спасибо»), то ценность выражений благодарности все более и более падает.
5. Постулат распределительной справедливости: «Чем больше ущерба несет человеку несоблюдение правила распределительной справедливости, с тем большей вероятностью он будет проявлять эмоциональное поведение, которое мы называем раздражением». — Пояснение: люди сравнивают свое положение с положением других; распределение издержек и выгод должно быть справедливым. — Пример: ссоры между партнерами по общему делу (скандалы в политических партиях).
С помощью этих принципов объясняются различные феномены элементарного поведения:
— влияние;
— конформность;
— конкуренция;
— справедливость;
— авторитет;
— равенство, и т.д.