double arrow

II. ПИТЕР БЛАУ: ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ ОБМЕНА

Институционализация

В последней главе книги «Социальное поведение» Хоманс пытается ответить на вопрос о том, как связаны микросоциологические процессы в малых группах с макроструктурами, пользуясь различением «институционального» и «субинституционального».

Фактические, дается схематичное описание процесса институционализации.

В конечном счете: институты исторически вырастают из естественных потребностей индивидов и на базе тех же процессов обмена, из которых возникают неформальные малые группы; но впоследствии институты могут входить в противоречие (конфликт) с субинституциональной сферой.

Главная работа Блау, посвященная социальному обмену: «Обмен и власть в социальной жизни» (1964).

Интегративная теория обмена:

§ переформулировка базовых принципов обмена;

§ попытка соединить бихевиоризм с социологизмом, микропроцессы обмена в малых группах с макросоциальными структурами, и вообще: теорию обмена со структурным функционализмом, символическим интеракционизмом и теорией конфликта.

Две главные проблемы:

(1) концептуализировать некоторые простые и непосредственные процессы обмена, происходящие в относительно узких рамках взаимодействия лицом-к-лицу;

(2) применить эти концептуальные конструкции для объяснения сложной организации процессов обмена, опосредованных более крупными социальными системами.

Логика: от непосредственного межличностного обмена — к опосредованному обмену, т.е. обмену между индивидом и группой и между группами.




Основные принципы обмена (по Дж. Тернеру, у Блау их семь):

1. «Чем большую выгоду человек ожидает от другого, выполняя определенную деятельность, тем вероятнее, что он будет выполнять эту деятельность». (Здесь объединяются 1-й, 2-й и 3-й постулаты Хоманса).

2. «Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена благодаря возникшим и направляющим их взаимным обязательствам». — Со временем принцип взаимности кодифицируется как норма взаимности; и ее нарушение ведет к негативным санкциям.

3. «Чем чаще нарушаются при обмене взаимные обязательства, тем меньшей властью располагают стороны, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих нормы взаимности».

4. «С приближением момента вознаграждения, являющегося результатом определенной деятельности, эта деятельность падает в цене, и вероятность ее осуществления снижается». — (Эквивалент 4-го постулата Хоманса).



5. «Чем больше установилось отношений обмена, тем более вероятно, что управлять этими отношениями будут нормы «справедливого обмена»».

6. «Чем меньше соблюдаются в отношениях обмена нормы справедливости, тем меньше власти имеют стороны, склонные к негативному санкционированию лиц, нарушающих эти нормы».

7. «Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена между социальными единицами, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена». — (Неравная институционализация альтернатив.)

Переход от микроуровня к макроуровню:

в нем выделяются четыре ступени:

Ступень 1: Межличностный обмен.

Ступень 2: Дифференциация статуса и власти.

Ступень 3: Легитимация и организация.

Ступень 4: Оппозиция и изменение.

Исследование межличностного обмена — не самоцель.

«Главная социологическая цель изучения процессов межличностного взаимодействия — фундировать понимание развивающихся социальных структур и эмерджентных сил, характеризующих их развитие».

Блау аналитически описал переход от ступени 1 к ступени 4.

¨ Пример: концептуализация перехода от ступени 1 к ступени 2.

Стороны не всегда в равной степени вознаграждают друг друга, и это отчасти связано с тем, что у одних в руках больше ценных ресурсов, чем у других (это ставит их в особое положение). — Когда в обмене имеет место неравенство, внутри группы появляются разные уровни власти: происходит дифференциация статуса и власти. — Далее, выделив четыре основных типа генерализованных вознаграждений (деньги, социальное одобрение, уважение и уступки), Блау указывает на уступки как на важнейший ресурс для дифференциации власти.

= Те, кто не располагает должным количеством ценных ресурсов для обмена, могут использовать этот ресурс: подчинение другой стороне (или «предоставление себя в генерализованный кредит»).

В качестве условий дифференциации власти Блау выдвигает четыре теоремы:

1. «Чем больше услуг люди могут предоставить в обмен на особо ценные услуги, тем меньше уступок способны извлечь те, кто их предоставляет».

2. «Чем больше у человека альтернативных источников вознаграждений, тем меньше уступок способны получить те, кто предоставляет ценные услуги».

3. «Чем более способны получатели ценных услуг применять физическую силу и принуждение, тем меньше уступок способны получить те, кто их предоставляет».

4. «Чем в большей степени получатели ценных услуг способны обходиться без тех, кто предоставляет эти услуги, тем меньше уступок получают последние».

Там, где часть членов группы вынуждена идти на уступки, а другая сторона может на эти уступки рассчитывать, складывается иерархия власти. — В противном случае, по Блау, складывается иерархия престижа.

Фундаментальные отличия форм обмена между макроструктурами от форм обмена между микроструктурами:

(1) В сложных обменах между макроструктурами возрастает значимость общих ценностей, так как обмены между макроструктурами осуществляются при посредстве этих ценностей.

(2) Сети обмена между макроструктурами обычно институционализированы.

(3) Поскольку макроструктуры — продукт более элементарных процессов обмена, их анализ требует учета нескольких уровней организации.

Нормы и ценности — связующие механизмы сложных социальных структур.

Нормы относятся к обменам между индивидом и коллективом.

Ценности — к обменам между коллективами.

(Ср. Парсонс, «генерализованные посредники»).

Четыре основных типа ценностей: (каждому типу присущи свои особые функции)

(1) партикуляристские: средство интеграции и опора солидарности;

(2) универсалистские: стереотипы, определяющие сравнительную ценность разных сущностей, предоставляемых для обмена (они выполняют функцию расширения возможностей опосредованного обмена);

(3) «ценности, легитимирующие авторитет»: узаконивают распределение власти между членами группы;

(4) «оппозиционные (или революционные) ценности»: обеспечивают социальное изменение и реорганизацию в системах сложного обмена.