Этнометодология как альтернатива традиционной социологии

ТЕМА 19. ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ: ГАРОЛЬД ГАРФИНКЕЛЬ

Краткое содержание лекции: Г. Гарфинкель: краткие биографические сведения, основные работы. — Этнометодология как альтернатива всей прежней социологии. Плюралистичность этнометодологии, возникновение разных ее версий. — «Предмет» этнометодологических исследований. — Отличие этнометодологических интересов от традиционных интересов социологии. — Понятие «этнометодов». Этнометодологическое видение природы социального порядка. «Воспринимаемо нормальные среды». — Определение этнометодологии. — Особенности этнометодологического подхода к изучению повседневной реальности. — «Этнометодологическая индифферентность». — Breaching experiments как «демонстрации» свойств повседневной социальной реальности. — Понятия «описания» (account) и «рациональной описуемости» (rational accountability). — Рефлексивность как свойство обыденных практических действий. — «Общие понимания» и «фоновые ожидания». — «Естественный язык», его неопределенность. [Понятие «членства»: «член» как «владение естественным языком»]. — «Конститутивные ожидания», их связь с «доверием». — «Формальные структуры» практических действий (примеры таких «структур»). — Проблема «индексичности». «Индексичные выражения» и «объективные выражения». — «Профессиональная» и «обыденная» социология: обыватель как социолог, социолог как обыватель.

Гарольд Гарфинкель (р. 1917) — американский социолог. Отец занимался торговлей хозяйственными товарами; хотел, чтобы сын освоил бизнес и открыл свое дело. — В юности Гарфинкель посещал курсы бизнеса в университете Ньюарка (разрыв теории и практики; особый и своеобразный интерес к курсам бухгалтерского учета; зарождение общего интереса к разного рода accounts). — Затем изучал социологию в университете Северной Каролины (до 2-й мировой войны); после войны продолжил обучение уже в Гарварде (у Т. Парсонса). — Большое влияние работ Парсонса, феноменологов (Шюца), Ф. Знанецкого.

1954-1957 гг. — работал в Калифорнийском университете.

Основоположник этнометодологии.

Основные работы:

«Исследования по этнометодологии» (1967);

статья «Понятие доверия: Доверие как условие стабильных согласованных действий и его экспериментальное изучение» (1963);

«О формальных структурах практических действий» (совместно с Харви Саксом, 1970);

«Программа этнометодологии: Разработка афоризма Дюркгейма» (2002);

«Видеть социологически: рутинные основания социального действия» (2005).

Первоначальный замысел: соединение теории Парсонса с феноменологией.

В итоге: создание совершенно нового способа социологической работы, который противостоит не только теории Парсонса, но и вообще всей прежней социологии («традиционной социологии», или «конструктивному анализу»).

Революционность этнометодологии:

— совершенно новое определение предмета;

— постановка под сомнение научности (объективности) всей прежней социологии;

— альтернативное определение природы социального порядка.

Это альтернатива, причем радикальная.

Непонимание этнометодологии как ее противниками, так и сторонниками: многие честно признавались, что не понимают ее (помимо прочего, в силу чрезвычайно усложненного и необычного языка); другие благожелательно, но неверно ее трактовали (как некое дополнение к традиционной теории или средство ее коррекции); третьи грубо ее искажали (либо просто вследствие непонимания, либо исходя из того, что она подрывает фундамент их работы — ведь, с этнометодологической точки зрения, традиционная социология является «народной» наукой, частью «фольклора», «этнознанием», стоящим в ряду с другими видами «этнознания», такими, как магия, астрология, народная медицина и т.д.).

Исторический путь этнометодологии: она утвердилась в профессиональном сообществе, институционализировалась, разделилась на ряд очень разных школ, сект и направлений; в настоящее время благополучно существует, но как бы на обочине социологического мейнстрима. — При этом она усложнилась: как за счет новых влияний (лингвистики аналитической философии и т.д.), так и в силу внутренней дифференциации на ряд версий и направлений.

Основные представители (на сегодня): Г. Гарфинкель, Х. Сакс (классики), а также Аарон Сикурел («когнитивная социология»), Эммануэль Щеглофф («анализ разговора», CA), Дэвид Садноу, Уильям Лабов, Питер Мак-Хью, Мелвин Поллнер, Дон Циммерман, Карин Кнор-Цетина и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: