Понятия. Тема 5. Древнеиндийская философия

Тема 5. Древнеиндийская философия.

Индийская культура – одна из самых древних в истории человечества, а индийская философия является живой традицией, которую развивали и развивают современные мыслители. Ее неповторимость и мощь повлияла на творчество Вольтера и Руссо, Шопенгауэра и Ницше, Толстого и Гегеля, Гессе и Хайдеггера. Из нее берет начало первая мировая религия – буддизм.

Индуизм, под которым следует понимать совокупность религиозно-философских воззрений и культов, сформировавшихся на территории индийского субконтинента и, в своей развитой форме, сложившихся приблизительно к I тыс. до н.э., на сегодняшний день, исповедует 800 млн. человек. Слово «индуизм» произошло от названия реки Инд (Хинду) и, как термин, было введено в европейскую науку в XVIII-XIX вв. Индусы называют свое «вечное учение» - «санатана дхарма».

К особенностям индуизма следует отнести наличие множества богов, которые, в большинстве своем, являются основоположниками различных религиозных течений внутри индуизма, т.к. общепризнанной доктрины, определенного символа веры или единого священного писания, в индуизме нет. Не существует у индусов и определенного отца-основателя, учителя или пророка, чей авторитет считался бы безусловным. Здесь так же не предусмотрена привычная для европейца система церковной организации. Зато хорошо развит культ духовного наставничества, тщательно разработаны всеобщие понятия и очень высок авторитет священных текстов. Индуизм – политеистическая религия, с точки зрения отдельных направлений, все божества – аспекты единого бога, например Шивы, в этом случае происходит слияние политеизма с монотеизмом.

Карма – причинно-следствнная зависимость между поступком, совершенным индивидом в его прошлом и нынешней жизнью. Безличная сила (благая, неблагая и нейтральная), стоящая над богами. Причина кармы – желания, которые привязывают человека к миру страданий. Карма может служить препятствием для духовного развития.

Сансара – круговорот рождений и смертей. Вселенная – вместилище страданий. Страдают все, даже боги, поскольку и они смертны. Подчиняясь законам кармы, существо переходит из одной жизни в другую. Религиозно-философские учения Индии ищут пути выхода из сансары. Йога осуществляет контроль и работает над практикой «сжигания кармы». Тантризм предлагает пути совершенствования духа и возможность освобождения при жизни.

Мокша (мукти) – освобождение от страданий, плод долгой и интенсивной духовной практики. Мокша – внутреннее состояние, характеризующееся ощущением высшего блаженства. Причина обретения мокши – знания (джняна). Собственно, мокша – это единение с безличным Абсолютом – Брахманом.

Атман (дух, самость, я) – понимается как тело и как жизненная энергия, а так же как местоимение «я». Атман – абсолютное, вечное, бесконечное начало, которое при всех трансформациях остается неизменным. Атман есть Брахман – выход из сансары.

Брахман – абсолютная высшая реальность, начало бытия, которое нельзя рационально помыслить и определить (описать). Отождествляется с мистическим слогом ОМ.

ОМ (Аум) – лишенный конкретного лексического смысла сакральный первозвук, первослог, главная мантра.

Мантра (думать) – мистический слог или сочетание слогов, часто не имеющие лексического значения, элемент духовной практики. Считается, что постоянное произнесение мантр, помогает достижению высших духовных состояний. Мантра – вербально выраженная в крадчайшей форме сущность божества. Порядок слов в мантре, строго определен. Например, махамантра (великая мантра) кришнаитов: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе». Кришна – «всепривлекающий Господь», Рама – «всерадующий», Хари – энергия Бога.

Биджа-мантра (семенная) – односложная, ее используют в технике медитации с одновременными дыхательными упражнениями и определенным положением рук (мудры). Ганеша – Гам, Шива –Хум, Лакшми – Шрим.

Мудра (печать) - а) жест, имеющий сакральное значение; б) элемент тантрического ритуала.

Мандала – символическая картина мира.

Сиддхи (достижение) – сверхъестественные психические способности, список которых зафиксирован еще в древности: увеличение или уменьшение внешней формы или веса тела, левитация, появление одновременно в разных местах, выход из тела, перенос сознания, реализация любого желания, превосходство и удержания контроля над другими.

Для любого индуса варно-кастовый строй, существовавший на территории Индии тысячелетиями настолько естественен, что считается божественным установлением, которое не подлежит каким-либо изменениям. Варнашрама – строго зафиксированная система традиционного индийского общества. Только принадлежность к одной из 4-х варн дает право исповедовать индуизм – быть индусом, следовательно, прозелитизм в рамках данной религиозной системы не предусмотрен.

Слово «варна» переводится как «цвет» или «вид». Внешне принадлежность к варне определяется по цвету одежды индуса. Брахманы – жрецы, знатоки писаний, принадлежат к высшей варне, сейчас это люди интеллектуальной сферы деятельности. Кшатрии – воины и правители, в современном мире занимают административные должности. Вайшьи – торговцы, земледельцы, скотоводы, на сегодняшний день представители торгово-финансовой области. Шудры – слуги, занявшие место индийского пролетариата. Как и в любом обществе в Индии существовали маргиналы - т. н. «неприкасаемые», для которых учение Вед было недоступно в силу запрета. Если же случайно кому-то из неприкасаемых случалось услышать божественные тексты, то им заливался в уши расплавленный свинец. Принадлежность к варне передается по праву рождения, как и принадлежность к касте. Каста (джати) – группа, объединенная по родовым, этническим, профессиональным, религиозным и др. признакам. В Индии насчитывается больше 3000 каст.

Жизнь каждого индуса была строго регламентирована не только определенными стадиями жизни, но и санскара – обрядами, указывающими на внутреннюю сущность ритуала для человека, который изначально мыслился как жертвенный сосуд. Санскара – серия очистительных действий, ежедневно готовящих к последнему жертвоприношению, поскольку, весь жизненный цикл – одно сплошное жертвоприношение. Количество ежедневных санскар колеблется от 10 до 48 (для брахманов), но, как правило, их 12-18.

Отсчет жизненного цикла индуса начинается задолго до момента его рождения, т.е. со свадебного цикла его родителей. Брачный ритуал содержит в себе функцию обязательного зачатия ребенка в первую брачную ночь. На 3-ем месяце беременности проводится ритуал для рождения мальчиков. Для защиты матери и ее будущего потомства существует специальный обряд «расчесывания волос». С момента рождения начинается детский цикл, включающий наречение имени, открывание дверей, первое вкушение твердой пищи, выбривание темени (чудакарма), покалывание ушей. Существуют профилактические ритуалы, созданные для очищения ребенка от скверны родителей.

Упанаяна – вступление в первую жизненную стадию – ученичества, целью которой является открепления человека от занимаемого места. «Учитель, взяв ученика за руку, становится им беременным», т.е. берет на правах и с обязанностями родственника. Прошедший к 24 годам стадию ученичества, заключавшуюся в изучении священных текстов, правил благочестивого поведения, человек считался двиджа – «дваждырожденным» и получал право перехода к новой стадии жизни – браку, тот же, кто без серьезных причин, в брак не вступал, презирался, считался несовершенным.

В Индии существуют традиционные формы брака, которые принято называть «благочестивыми» или «нерасторжимыми». Если зять известен своей ученостью и добродетелями, то он не давал за невесту никакого выкупа. Естественно, данный вариант приемлем лишь для высших каст. Если девушка отдавалась жрецу в жены в качестве жертвоприношения. Сейчас эта форма не применяется. За невестой не давали приданного, но требовали выкуп в виде быка для жертвоприношения. Для обзаведения потомством. Такой вид брака не предполагал выкупа или приданного.

К «неблагочестивым» бракам относятся следующие варианты. Когда за невесту давался выкуп, то считалось, что подобным образом «продавалось потомство». Когда девушка выбирала сама, без воли родителей. При умыкании невесты. Если же происходило изнасилование девушки в неадекватном состоянии или спящей, то виновный подвергался уголовному наказанию.

Важным моментом в подготовке к браку считалось изучение серьезного трактата, который написал для жителей города в I в. н.э. мудрец Ватсьяяна – «Камасутра». Женщина, не постигшая Камашасты – науки о любви («Кама» – чувственные желания), не считалась в Индии образованной. Книга состоит из 7 разделов, в которых предусмотрены и расписаны все возможные варианты общения мужчины с девочкой, девушкой, молодой женщиной, первой женой, младшей женой, старшей женой, разведенной, вышедшей замуж второй раз, чужой женой, любовницей, куртизанкой. Расписаны даже варианты 16000 видов поцелуев. Лейтмотив «Камасутры» - «женщины нежны как цветы».

У дваждырожденных существовало 3 долга: перед богами – жертвоприношения, перед предками – потомство и перед мудрецами – изучение Вед. Дождавшись «детей своих детей», для индуса начинался период отшельничества, он становился санньясином.

Древнейшая форма индуизма – ведическая религия, основанная на жертвоприношениях (яджня), являвшихся магическим, с элементами психотехники, ритуалом, долженствующим подчинить волю богов воле брахмана. «Все повинуется богам, а боги брахманам». Яджня моделировала некоторые прасобытия, некогда имевшие место. Брахман, осуществлявший эффективность жертвоприношений, за счет концентрации внимания и сосредоточения, получал половину всей платы.

Веды (знание) – тексты откровения, услышанные древними мудрецами - риши, которые чутким духовным слухом уловили тончайшие вибрации, исходящие из божественного мира, а потом изложили услышанное человеческим языком. Веды были восприняты только потому, что сознание риши находилось в состоянии, способом воспринимать божественные вибрации.

В Ведах отражены религиозно-философские аспекты, они считаются каноническими текстами индуизма. В узком смысле, Веды – это сборник, состоящий из 4-х собраний (самхит): Ригведа («веда гимнов») состоит из 10 разделов (мандал), содержащих 1028 религиозных гимнов. Авторство приписывается легендарным риши – поэтам-провидцам. Тексты датируются XIV-XII вв. до н.э. Яджурведа («веда жертвенных формул») – описание ритуалов и их символика. Самаведа – «веда песнопений». Атхарваведа («веда жреца из рода Атхарванов») - посвящена магическим заговорам и заклинаниям. Ведический канон сложился в начале I тыс. до н.э. и передавался устно через брахманов, в письменной форме был зафиксирован только во II тыс. н.э.

В широком смысле Веды, кроме самхит включает Брахманы, посвященные трактовке жертвенных ритуалов; Смрити – предания; Дхармашастры – трактат об этико-религиозных предписаниях; Пураны – т.н. «веды для народа», адаптивный вариант мифов, своеобразная энциклопедия, содержащая сведения из различных сфер жизни, а так же эпос – «Махабхарата» и «Рамаяна». Авторство Пуран приписывается легендарному мудрецу Вьясе. Мистические Араньяки («лесные») и Упанишады («сидение у ног учителя») – религиозно-философские тексты, в которых базовым тезисом является утверждение, что Атман есть Брахман. Традиция насчитывает 108 текстов Упанишад, однако, на самом деле их более 200. Тексты зафиксированы в начале новой эры. В некоторых из поздних Упанишад разрабатывается система йоги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: