Структура философии в античности

Философия впервые подверглась систематизации в Академии Платона и в школе стоиков, когда была разделена на три части – физику, этику и логику.

В современном понимании, физика – одна из многих естественных наук. Греческая «фюсика» - это все научное знание о «фюсис», т.е. о природе как в целом, так и в частностях, как о материях, движении, пространстве, времени, строении Космоса и т.д. «Фюсис» - это бытие невозникшее, несозданное, неуничтожимое, вечно само собою изменяющееся, телесное и подвижное, т.е. все естественное, в отличие от искусственного, созданного умениями людей. Соответственно под «физикой» понималось знание о том, что существовало само по себе, себя порождало, себя разрушало, но без вмешательства человека.

Словом «этос» обозначалось поведение человека, сфера его поступков, деятельности, обусловленной его умом и характером, обычаем и законами, т.е. все, что связано образом жизни и «нравами» людей. Основной предмет этики – добродетель. Задача этики – научить искусству жизни, определить, в чем состоит истинное и высшее благо для человека.

«Логос» - это и «слово» и «разум». По убеждению античных философов, разумность человека проявляется, прежде всего, через речь, через способность высказывать суждения, рассуждать. В слове являет себя то, что до того молчало, т.е. открывается через слово, следовательно, «логос» – это умение выражать вещи и поступки в слове. Мышление и речь становятся предметом изучения, как и, собственно, «логос», так появляется наука логика.

Три, выделенные более двух тысяч лет назад, философские дисциплины, соответствуют трем сферам бытия: физика – природе, этика – обществу, логика – мышлению, т.е. материальной, социальной и духовной. В первом веке до Р.Х. собиратели и знатоки Аристотеля присовокупили четвертую часть – «метафизику», буквально обозначающую «то, что идет после физики» («та мета та фюсика»). Впрочем, Аристотель рассматривал не только общие вопросы о первых началах всего существующего, о сущем, о познании божественного, в его текстах можно найти более детальную классификацию различных знаний. По Аристотелю, все знания, полученные человечеством, делятся теоретические («теоретикэ»), практические («практикэ») и те, что связаны с технологиями («пойэтикэ») - различными умениями, творчеством, т. н. знания-искусства, например, медицина.


Тема 3. Исторические типы философии.

Возникновение философии датируется VII-VI вв. до н.э. Она возникает почти одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции, что, вероятно связано со сходными духовными процессами, проходившими в этих государствах. Первоначальным мировоззренческим стержнем философии был вопрос об отношении природы и человека, следовательно, «Космос» становится основным предметом содержания концептуально-системного формирования мысли. В данном случае, «Космос» означает мировой порядок, мировое целое, которое прекрасно само по себе, в силу царящей в нем гармонии.

На основе размышления на тему «Космос» в культурах Древнего Китая, Греции, Индии выстраиваются архетипы – культурологические принципы, превращающие «Космос» в образ, порождающий мировоззрение. Этот «образ» выступает общим исходным объединяющим, философско-мировоззренческую сферу евразийского этнокультурного пространства. В свою очередь, в основе каждой этнокультуры лежит свое особенное понятие, выражающее и первоначало, и первооснову, и всеобъемлющий закон, и гармонию мироустроения. Для Китая – это Дао, для Индии – Ом, для греческой традиции – Логос.

С переходом античных сообществ к государственному устройству меняется вся система, регулировавшая древнее общество, поэтому не только внешне жизнь людей становится другой, но и понятийный аппарат претерпевает значительную трансформацию. Становится возможным воспринимать мир как единое целое, не через призму мифологических образов, а выстроить систему понятийно-кодированных символов. Потребность философствования выражается в разработке мировоззренческих идеалов и путей их реализации. Природно-космические архетипы Дао, Ом и Логос, лежащие в основе существования человеческого общества, так же «адаптируются» к новым условиям.

Эволюция философии начинается с того момента, когда формируется философская теория - рассуждения над общественным бытием в целом. Предфилософское мировоззрение было выражено в древних священных книгах, которые включали мифы, молитвы, предания, поучении, обряды.

Первоисточником греческой, а так же индийской, китайской и любой другой философии была мифология, главным образом космогонические мифы, создававшиеся на определенной стадии культуры. В современном языке слово «миф» употребляется не только как «вымысел» или «иллюзия», но и как священная традиция, пример для подражания. Если же речь идет о мифологии, то подразумевается 3 основных значения:

1) Собрание повествования о богах, героях, необычных существах, явлениях, толкуемых буквально, как нечто совершенно достоверное и реальное;

2) Область научных знаний, основанных на рационалистической рефлексии по поводу мифов;

3) Форма общественного сознания.

Если современный человек считает, что он продукт истории, то представитель архаического общества полагал себя порождением ряда мифических событий. Миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена, «начала всех начал», говоря только о произошедшем реально, о том, что проявило себя в полной мере. Персонажи мифа – существа, как правило, сверхъестественные. Миф раскрывает творческую активность и обнаруживает сакральность их деяний, поскольку именно в результате их вмешательства человек стал таким, каков он есть – смертным, разделенным на 2 пола, обладающим культурой.

Мифы празднуются, т.е. актуализируются. Проживание мифа предполагает наличие истинного религиозного опыта. Мы как бы заново присутствуем при творческих актах сверхъестественных существ. Например, празднование Нового года – миф обновления. Считается, что с наступлением Нового года ритуально повторяется сотворение мира.

Следует выделить 2 вида мифологии. Первичная – архаические мифы, возникшие в глубочайшей древности или бытующие у различных примитивных народов нашего времени. Вторичная – мифологически сюжеты, возникшие в рамках развитых религий и тесно связанные с их догматическими и доктринальными положениями. Иногда эти оба вида взаимодействуют, как в случае с верой в существование джинов в исламе.

Можно выделить ряд черт, заимствованных философией из мифологии:

1) Существование первичного бесформенного состояния Вселенной. В космогонических мифах это, как правило, водяная бездна.

2) Мотив (часто насильственного) отделения неба от земли. В мифах – мужского и женского начал.

3) Идея эволюции в сторону большей упорядоченности и лучшего устроения мира, завершающегося воцарением Бога – разумного и справедливого (Перун, Индра, Зевс).

4) Эсхатологические мотивы – периодическая гибель и возрождение новой Вселенной.


Тема 4. Философия древности.

Древнекитайская философия сложилась в период между VIII-V вв. до н.э. и V-III вв. до н.э. Свое начало она ведет от первых философов даосизма и конфуцианства.

Сильнейшее влияние на развитие китайской философской мысли оказала изолированность государства от всего остального мира. С одной стороны, это способствовало сохранению самобытности, с другой, недостаток изменений означал отсутствие многообразия форм культуры Китая.

Изначально Китай – тогда царство Чжоу – был разделен на большое количество мелких, враждовавших, провинций и до III тыс. н.э., когда была создана единая империя, культура его представляла достаточно неоднородную картину. Наиболее отличались культуры севера и юга Китая. Раскол даосизма – 12 век. Для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание к этической проблематике и ритуалу. На юге господствовала стихия мифопоэтического мышления и процветала экстатичность шаманских культов. Даосизм, вероятно созревший в лоне южных традиций, соединил в себе рациональность севера и экзальтированную архаику юга. Принято разделять даосизм на народный, где доминируют культовые суеверия и различные верования, религиозный, характеризующийся наличием монашества, института учителей и структурой тайных обществ, мистический даосизм – даосизм отшельников и философский, опирающийся на тексты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: