double arrow

Атомистическая концепция античности

Атомисты пришли к мысли о том, что все тела в природе – сложные, т.е. сложены из «простых» далее неделимых частиц – абсолютно твердых атомов. Все чувственно воспринимаемые качества тел – результат воздействия на органы чувств человека этих мельчайших невидимых частиц.

Анаксагор полагал, что существуют бесконечно разнообразные по качеству «семена», из которых сложен весь мир. Эти «семена» делимы до бесконечности и смешаны так, что в каждой вещи есть частица другой вещи.

Вершиной натурфилософских изысканий античной философии является атомистическая концепция, разработанная Левкиппом (ок.500-440 гг. до н.э.) и Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.).

В качестве первоначал Демокрит утверждает атомы и пустоту, где атомы – это мельчайшие не воспринимаемые чувственно частицы вещества, которые далее уже не делимы и внутри себя не имеют никаких частей. Атомы вечны, неизменны и тождественны сами себе. Атомов существует, как утверждает Демокрит, бесконечное (бесчисленное) множество и различаются они между собой формой, поворотом и положением.

Исходя из этого, вполне возможно объяснить бесконечное разнообразие вещей и явлений, существующих в этом мире и утверждать бесконечное множество иных миров. Суть возникновения и уничтожения вещей усматривается в соединении и разъединении атомов, которое возможно благодаря наличию пустоты и движения.

Движение – это одна из самых важнейших характеристик, одно из важнейших свойств атомов и тем самым всего этого реального мира, причем, движение – это вечное свойство вечных атомов, присущее атомам как их собственное свойство.

Для всего в этом мире есть причина и необходимость. Атомисты отождествили причину и необходимость, отрицая наличие случайности. Случайным, по мнению Демокрита, люди склонны называть то, причину чего они не знают, т.е. за случайностью скрывается простое незнание необходимости и причин.

Внутри мироздания все происходит по необходимости (имеет причину). Возникает возможность фатализма в понимании человеческой деятельности и как результат - отказ от свободы, ибо все, что делает человек и то, что с ним происходит, происходит с необходимостью, по необходимости. Познание причины – это и познание необходимости, что, вероятно, и должно было помочь человеку в избавлении от различных иллюзий и страхов.

Знать и соответствующим образом поступать и действовать – такова установка, таков первый вариант жизнепонимания для человека, стремящегося к счастью, формируемый античностью. Полагаться возможно только на свою собственную сознательную деятельность, которая опирается, прежде всего, на знание. Счастье человека понимается как безмятежное состояние души, пребывающей в равновесии и не волнуемой никакими страхами и суевериями или какими-либо иными переживаниями.

Левкипп допускал существование небытия (пустоты), разделявшей мельчайшие частицы бытия – атомы, которые, будучи неделимыми, неизменными, бескачественными, отличаются друг от друга формой и величиной. Находясь в состоянии вечного движения, они образуют вещи, сталкиваясь, и сцепляясь друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: