Лекция 9. Тема 9. Бухгалтерская отчетность

Тема 9. Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия (организации) и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Бухгалтерская отчетность организаций (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:

1) бухгалтерский баланс (форма №1);

2) отчет о прибылях и убытках (форма №2);

3) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:

а) отчет об изменениях капитала (форма №3);

б) отчет о движении денежных средств (форма №4);

в) приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);

г) пояснительная записка.

4) и другие формы отчетов, предусмотренные нормативными актами;

5) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации.

Организация по результатам своей хозяйственной деятельности составляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной. Отчетный год для всех организаций – с 1.01 по 31.112 календарного года включительно. Первый отчетный год для всех создаваемых организаций считается с даты их государственной регистрации по 31.12; для организаций, созданных после 1 октября, - с даты государственной регистрации по 31.12 следующего года включительно.

Организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:

Ø участникам или собственникам их имущества;

Ø территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации;

Ø другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам налоговой инспекции и иным пользователям, на которые в соответствии с действующим законодательством РФ возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности.

Организации, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней после окончания отчетного года.

Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Малые предприятия вправе представлять бухгалтерская отчетность по упрощенной процедуре и формам отчетность.

В состав годового бухгалтерского отчета малого предприятия разрешается включать только форму №1 и форму №2.

Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Минфином РФ.

Тема10. Инвентаризация имущества и обязательств.

Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату.

В практике различают несколько видов инвентаризации:

Частичная инвентаризация проводится один раз в год для каждого объекта. Это надежный способ проверки, не требующий высокого уровня внутренней организации и не мешающей процессу производства.

Периодическая инвентаризация осуществляется в конкретные сроки в зависимости от вида и характера имущества.

Полная инвентаризация – это проверка всех видов имущества организации. Она проводится в конце года перед составлением годового отчета, а также при полной документальной ревизии, по требованию финансовых и следственных органов.

Выборочная инвентаризация проводится на отдельных участках производства или при проверке работы материально-ответственных лиц.

Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательства, проверяемых при каждой из них, устанавливается организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

- при передачи имущества в аренду, выкупе, продаже, приватизации и т.д.;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;

- при смене материально-ответственного лица;

- при установлении фактов хищений, порчи ценностей;

- в случае пожара, стихийных бедствий или др. чрезвычайных ситуаций;

- при реорганизации, ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Инвентаризация проводится поэтапно и в следующие сроки:

v по основным средствам – один раз в три года, а по библиотечным фондам – один раз в пять лет;

v по капитальным вложениям – один раз в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;

v по незавершенному производству и п/ф собственной выработки, ГП, сырью – не ранее 1 октября отчетного года.

Инвентаризация денежных средств, кредитов, займов и т.д. проводится одни раз в месяц (как правило на 1 число каждого месяца).

В соответствии с действующими нормативными документами приказом руководителя организации назначается инвентаризационная комиссия (включая главного бухгалтера).

Работу по проведению инвентаризации можно разделить на 3 этапа.

I этап – предварительная работа председателя инвентаризационной комиссии: изучаются объекты, подлежащие инвентаризации; организуется пломбирование мест хранения материальных ценностей; проверяется правильность весоизмерительных приборов.

II этап – члены инвентаризационной комиссии разбиваются на группы и закрепляются за объектами, подлежащими инвентаризации. Результаты проверки материальных ценностей записывают в инвентаризационные описи, где подробно указывают полное наименование ценностей, порядковые номера по прейскуранту, сорт, количество, цену и общую сумму. Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии, а также материально-ответственным лицом.

III этап – выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете. В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией. Она подписывается руководителем организации, главным бухгалтером, председателем инвентаризационной комиссии.

По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждает руководитель организации.

Ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты организации.

Д 01, 10, 43, 50 … К 91.

Выявлена недостача

Д 94 К 10, 43.

Недостачу в пределах норм естественной убыли относят на затраты производства

Д 20 К 94.

Недостачу материальных ценностей, денежных средств и другого имущества относят на виновных лиц (материально-ответственное лицо)

Д 73/2 К 94.

Д 70 К 73/2 – удержали из заработной платы у МОЛ

Д 50 К 73/2 – МОЛ внес деньги в кассу.

В тех случаях, когда виновные лица не установлены, убытки от недостачи списываются на финансовые результаты организации

Д 91 К 94

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: